Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Несколько слов о Главном

Помолившись, скажу и о Главном.
Не всё мне рассеивать ум читателя легкими развелкательными темами вроде кровопролития на Украине и грядущей мировой катастрофы.
Иногда надо позволить себе поговорить с ним серьезно, по-взрослому.

Казалось бы,
(1) для чего Бог дает человеку свободную волю, если на пути к совершенству человек должен действовать всецело по воле Божией, а не по своей воле?
(2) И для чего Богу, чтобы человек действовал по Его воле, если всё в мире в любом случае совершается по Его воле и по Его изначальному замыслу, что бы там человек ни предпринимал?

Эти два вопроса одновременно просты и коварны. Многие люди боятся даже задать их; иные же задают, но так же уверены, что на них нет ответа.
Между тем, ответ есть, и этот ответ в самых простых и доступных пониманию словах вскрывает самую суть нашей религии.

(1) Человек, который всецело творит волю Бога, никогда и ни в чем не действуя по своей собственной воле, пока не согласует её с Божественной волей (а именно такой человек именуется в собственном смысле "святым", хотя это состояние нашей природы - далеко не вершина святости, а лишь её начало), этот человек отнюдь не лишен свободной воли, просто эта воля имеет в нём иное применение, чем в нас грешных (а своеволие, то есть, действие по своей воле, а не по Божией, есть необходимая предпосылка греха). А именно?
Такой человек всю свою свободную волю изливает в молитве к Богу. Здесь он проявляет всё своё произволение, здесь совершается его личный выбор. И Бог никогда не оставляет его молитвы без ответа . Но либо исполняет просимое, либо же предлагает человеку лучшее - то, до чего сам человек не смог додуматься. Там, в молитве, и происходит согласование человеческой воли с Божественной, так что, творя Божью волю, человек в действительности творит и свою собственую волю, потому что его желания совпадают с Божественными.

Если с чем сравнивать, проводить аналогию из обыденой жизни - это как устроиться на работу. На работе человек действует не по своей воле, но по воле работодателя. Зато и работодатель исполняет его волю - платит ему деньги. Это грубая аналогия, не передающая внутренней сути происходящего в молитве, посколку главный результат молитвы - согласие человеческой воли с Божественной. Тут по внешности происходит то же самое, что на работе - Бог творит то, что угодно человеку, а человек творит то, что угодно Богу - но по сути не то же самое, потому что на работе от тебя не требуется, чтобы ты хотел того же, чего хочет хозяин; достаточно чтобы ты просто делал то, что требуется. На работе не совершается таинство Любви, которое совершается в молитве. А суть любви - в свободном согласии двух свободных воль.

И вот такая жизни - когда Бог творит (и хочет!) то, что угодно человеку, а человек творит (и хочет!) то, что угодно Богу - это-то и есть самый что ни на есть настоящий "расцвет творческого потенциала" человека, потому что тут малые человеческие силы восполняются всемогуществом Творца. И в этом состоянии нет и не может быть ничего невозможного. Это состояние есть торжество человеческой свободной воли, вооруженной Божественной беспредельностью возможностей.

Предложим ответ и на второй из воставленных вопросов.
(2) Как бы далеко человек ни уходил по пути своеволия, как бы ни погрязал он во грехе, он всегда и во всем действует в соответствии с Божественным предвидением его выбора. На выбор свободен и непредсказуем, но Бог-то вне времени, выше времени - и все наши ещё не совершенные поступки так же точно ведомы ему как и уже совершенные. И ещё не сделанный выбор так же ясен для Него как уже сделанный. Таково свойство естества Того, Кто сотворил время.

И каждый своевольный наш поступок можно проанализировать с двух сторон.

С одной стороны этот поступок - лишь одно из событий в переплетении мировой истории; он заранее предузнан Бого и вся мировая история построена в соответствии с этим предведением. Каким бы злым и безрассудным он ни был, он идеально вплетается в ткань мироздания и служит не нам! но Божественному промыслу.
Все мы всегда делаем лишь то, что Бог от начала предвидел и всегда точно и неукоснительно исполняем Его план. Мы свободны, мы могли бы действовать иначе - но мы сделали то, что мы сделали. И это именно то, что от нас ожидалось, потому что Бог знает каждого из нас досконально, от начала до конца.

С другой стороны, этот поступок - попытка реализации нашей воли, в нём наша воля выражается. Она не исполнится. Будет не так, как мы расчитывали, но так, как Бог решил. Но все-таки эта наша воля выражается, звучит в нашем поступке. Каждый наш поступок - это слово, обращенное к Богу. Каждый наш поступок - это прошение, бессознательное прошение ко Творцу, выражающее нашу волю. И в этом смысле мы ничего и не делаем в жизни иного, кроме как непрестанно (увы, бессознательно!) молимся, снова и снова (бессознательно) изливая перед Богом наши желания на немом символическом языке наших деяний.

В этом смысле каждый наш поступок есть молитва. Глупая, бессловесная молитва, молясь которой мы упоболяемся лишенным речи и разума животным, которые выражают свои желания жестами, ужимками, повизгиваниями. Вот так же точно и мы всю жизнь проводим, делая перед Богом бессознательные жесты и ужимки, повизгивая и постанывая перед Его величеством.

Данные нам дар слова и разума есть высшее выражение нашей природы, и молитва есть прямая реализация этого дара. А любое другое приложение свободной воли - это глупая, бессловесная, бессознательная реализация того же дара. Только в молитве человек является в полной мере человеком, разумным существом, которое разумно реализует данный ему от Бога творческий потенциал.