Очень важным элементом политической культуры Европы является т.н. "теневой" кабинет. Он есть в таких странах как Англия, Франция, Германия, Австрия. С подачи журналистов, а эта братия вечно все путает, у наших людей сложилось неверное, а порой превратное представлении об этом негласном политическом институте. Некоторым он мыслится чуть ли не как тайное общество, а другим как некая скамеечка, где сидят будущие министры.
Во-первых, тайного в их деятельности никакой нету, ибо и деятельности как некоего единого целого нету, а во-вторых, вовсе не каждый член этого подпольного правительства станет министром.
- Тогда что это? - возопит пылкий юноша.
И я ему отвечу:
- Это собрание членов парламента того или иного уровня от той или иной оппозиционной партии, что назначены этой партией быть докладчиками по тому или иному вопросу.
У таких депутатов есть расширенный штат помощников (референтов), что помогают ему быть, например, в теме вопросов ЖКХ. Если он что-то и не знает, референты ему подготовят справочку, он будет знать этот вопрос и сможет формулировать официальный аргументированный взгляд партии на тему ремонта кровли. Аналогичная ситуация с теневыми "министрами" обороны или, положим, внутренних дел.
Где такой докладчик выступает обычно? Обычно он выступает в парламенте, нещадно критикуя действующего министра. Министр слово, а докладчик партии ему в ответ десять. И все аргументированно и с цифрами в руках.
Где еще он выступает? Он дает пресс-конференции СМИ, освещая позицию партии по курируемым им вопросам. Еще в дальногляде выступает. Интервью дает.
Что еще он делает? Еще он мотается по стране, коли он, положим, депутат Бундестага, или по всей Земле, коли он депутат Ландтага. Где какое недовольство населения по отношению к правящей партии выявлено, например, трубу прорвало, он тут как тут - пожимает руки, треплет народ по плечу, берет на карандаш и обещает помочь посильно, заверяя, что когда его партия придет к власти, все трубы перестанут прорываться тот час же. Но кабы он только по плечу трепал и обещал, проку мало было бы. Выступает, положим, министр ЖКХ, а он ему пачку вопросов вываливает с конкретными адресами прорвавшихся труб и обвалившихся крыш.
Что получается в итоге? А в итоге получается, что через четыре года такой докладчик партии становится довольно погруженным в порученную тему. У него появляется видение проблемы и понимание, что можно было бы улучшить. Итогом этого является отсутствие радикальных реформ, но плавная эволюция, что всегда лучше любой революции.
Так что не нужно думать, что те же министры внутренних дел сильно зависят от карьерных чиновников, сидящих в этих министерствах.
И да, теневое правительство на особливые подпольные совещания не собирается. Все определяется руководством партии.