papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

18 Октября (6 Октября) 1812 года



Корпус короля Неаполитанского, расположенный на позиции при реке Чернишне, был атакован частями российской армии под общим командованием генерала от кавалерии барона Л.Л. Беннигсена*, но из-за несогласованности в действиях он не был полностью разбит и отступил к селу Вороново, потеряв пленными около 1 тысячи человек. У французов убиты бригадный генерал П.С. Дери и дивизионный генерал С. Фишер, у русских убит генерал-лейтенант К.Ф. Багговут. Неприятель был преследуем казаками генерал-адъютанта графа В.В. Орлова-Денисова до села Спас-Купля.

Корпус генерал-лейтенанта графа П.Х. Витгенштейна атаковал под городом Полоцком корпус маршала Л. Гувьон Сен-Сира и заставил его отступить в город.
_______________________________


Граф Л.Л. фон Беннигсен

*Героем битвы при Тарутине был, вне всякого сомнения, Леонтий Леонтьевич Беннигсен (Levin August Theophil von Bennigsen) (1745-1826), генерал от кавалерии на русской службе, который прославился в качестве командующего русской армией в сражении при Прейсиш-Эйлау против Наполеона. Это генеральное сражение стало первым, которое Наполеон не выиграл, что было высоко оценено современниками.

Военную службу начал 14-летним мальчиком в ганноверской пехоте и участвовал в последней кампании Семилетней войны. В 1773 году в ступил в русскую армию с чином премьер-майора и служил под началом Румянцева. На русской службе прославился многими славными деяниями, отличившись под Очаковом, Бендерами, разбил армию конфедератов под Солами, взял Дербент. Личную отвагу Беннигсена высоко ценил А.В. Суворов, отмечая при его рассудительность как военачальника.

26 января 1807 г. в кровопролитном сражении при Прейсиш-Эйлау сдержал напор французской армии, предводимой самим Наполеоном (награда: орден св. апостола Андрея Первозванного и 12 тыс. ежегодной пенсии). Весною того же года он разбил маршала Нея у Гуттштадта; затем дал отпор Наполеону у Гейльсберга.

Павел I и Александр I относились к Беннигсену неприязненно. Первый, потому что Беннигсен был из любимчиков Екатерины, а второй в силу участия Беннигсена в убийстве Павла I. В итоге Беннигсен два раза был в опале.

Назначая Беннигсена в начальники главного штаба к Кутузову, Александр I якобы сказал, что два старых коршуна сожрут друг друга.

В Отечественную войну 1812 года назначен начальником главного штаба к Кутузову, участвовал в Бородинском сражении (награждён за него орденом св. Владимира 1 ст.). После Бородинской битвы на знаменитом совете в Филях отстаивал необходимость дать Наполеону новое генеральное сражение у стен Москвы, но не получил поддержки. Руководил удачно боем при Тарутине, где был ранен. Несогласованность на поле боя вызвала обострение давнего конфликта Кутузова и Беннигсена и привела к удалению последнего из армии. Как писал Кутузов жене в письме от 30 октября 1812: «Беннигсена почти к себе не пускаю и скоро отправлю».

С официальной версией расстроенного здоровья Беннигсен удалился в свои поместья, награжденный за Тарутино алмазными знаками к ордену св. Андрея Первозванного и 100 тысячами рублей.

В 1813 году назначен главнокомандующим резервной армией, формируемой в Польше. В конце сентября 1813 года Польская армия пришла в Богемию на усиление русских войск, действовавших против Наполеона.

1 октября Беннигсен, следуя на соединение с Главной армией к Лейпцигу, разбил маршала Сен-Сира около Дрездена; 6 и 7 октября (ст. стиль) принимал участие в битве под Лейпцигом, доставившей ему в декабре графское достоинство Российской империи. После этого он войсками своей армии постепенно обложил Торгау, Виттенберг, Магдебург и Гамбург (см. Война Шестой коалиции (осада крепостей в 1813)). По заключении Парижского мира награжден орденом Св. Георгия 1-й ст. (один из немногих полных Георгиевских кавалеров), а по возвращении в Россию назначен главнокомандующим 2-й армией.

Женат на русской.

Беннигсен состоял в конфликте с Кутузовым еще со времен матушки Екатерины. Друг друга они не переваливали, обменивались на публике едкими уколами и посильно друг другу вредили. Битва при Тарутине тот случай, и это признавали многие современники и очевидцы битвы, когда Кутузов из личной неприязни и желания досадить Беннигсену, навредил в итоге делу.

Сохранилось письмо Л.Л. Беннигсена жене. Там есть весьма эфатические выражения относительно Кутузова:

"Я не могу опомниться! Какие могли бы быть последствия этого прекрасного, блестящего дня, если бы я получил поддержку... Тут, на глазах всей армии, Кутузов запрещает отправить даже одного человека мне на помощь, это его слова. Генерал Милорадович, командовавший левым крылом, горел желанием приблизиться, чтобы помочь мне, — Кутузов ему запрещает... Можешь себе представить, на каком расстоянии от поля битвы находился наш старик! Его трусость уже превосходит позволительные для трусов размеры, он уже при Бородине дал наибольшее тому доказательство, поэтому он и покрыл себя презрением и стал смешным в глазах всей армии".

Цитируется по: Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. — М.: Гиз, 1941

Из песни слов не выкинешь, а из истории и подавно.
Tags: 1812, die kunstkammer