papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Про приватную жизнь



Наткнулся тут в инторнетах на жаркую дискуссию по поводу того, как повлияли обстоятельства семейной жизни на творчество Председателя Всероссийского общества босохождения с палочкой. Хотел было слово там молвить, да не стал, ибо, боюсь, был бы неправильно понят.

Вот мне любопытно, как знание приватных сторон жизни писателя может повлиять на восприятие его творчества?

Вам что-то добавляет в понимании "Гамлета", "Бури" и "Сна в летнюю ночь" знание того, что Уильям Шекспир был одним из крупнейших ростовщиков Англии своей эпохи, что отличался скверным характером по отношению к неплатящим вовремя заемщикам, что некоторых дам, вовремя не вернувших ему деньги, сталкивал, пардон, в сточные канавы? Что вам дает это знание в понимании этих строк, написанных, замечу, тогда, когда он уже и был этим неприятным ростовщиком:

Лгут зеркала, - какой же я старик!
Я молодость твою делю с тобою.
Но если дни избороздят твои лик,
Я буду знать, что побежден судьбою.

Как в зеркало, глядясь в твои черты,
Я самому себе кажусь моложе.
Мне молодое сердце даришь ты,
И я тебе свое вручаю тоже.

Старайся же себя оберегать -
Не для себя: хранишь ты сердце друга.
А я готов, как любящая мать,
Беречь твое от горя и недуга.

Одна судьба у наших двух сердец:
Замрет мое - и твоему конец!

Или вот еще строки, написанные тогда же Страдфордским ростовщиком:

Проснись, любовь! Твое ли острие
Тупей, чем жало голода и жажды?
Как ни обильны яства и питье,
Нельзя навек насытиться однажды.

Так и любовь. Ее голодный взгляд
Сегодня утолен до утомленья,
А завтра снова ты огнем объят,
Рожденным для горенья, а не тленья.

Чтобы любовь была нам дорога,
Пусть океаном будет час разлуки,
Пусть двое, выходя на берега,
Один к другому простирают руки.

Пусть зимней стужей будет этот час,
Чтобы весна теплей пригрела нас!

Что вам дают в понимании этих стихов обстоятельства его бытования в образа ростовщика? Я специально акцентирую на них - они были написаны не для продажи. Опубликованы были уже после смерти неприятного старика. Некоторые его сонеты, ставящие его в ряд величайших мыслителей своего времени, были написаны, по свидетельству публикаторов, на обороте закладных.

Что вам добавляет в понимании творчества одного из величайших литераторов и мыслителей мира то, что он был скаредным ростовщиком? Что?

Или берем Пушкина. Что добавляет нам в понимании его творчества осознание того факта, что его жена не любила его? Ведь она после его гибели еще ДАЖДЫ выходила замуж. Т.е. жизнь с Пушкиным была для нее лишь эпизодом. Это не жена Грибоедова, что свято блюла свою любовь, каждый день ходя на могилу мужа. Сколько к ней сваталось! Ведь первая красавица Грузии была.

Но что дает нам этот прискорбный факт осознания, что жена Пушкина, мать его детей, не любила НашеВсе, в понимании его творчества? Вот что?

Нет, коли говорить о Лермонтове, что попытался сыграть Печорина в жизни, тут все понятно. Но ведь и в понимании "Героя нашего времени" нам это ничего не дает. НИЧЕГОШЕНЬКИ. Нам это помогает взглянуть на мир скучающего молодого человека, бывшего к тому же великим писателем, что вдруг решил в реальной жизни повторить судьбу одного из своих героев. Но к пониманию обстоятельств написания, а главное, идей "Героя нашего времени" нам это ничего не добавляет. Вообще.

Да, знание того, что Салтыков был вятским вице-губернатором, нам позволяет понять, почему у него такая беспощадность ко всем - и к господам, и к народу. Он знает нутро жизни, знает на какие рычаги в гармонической машине бытия нужно нажимать, чтобы все вертелось. Он сам принимал решения, за которые потом отвечал. Порой его решения были внешне глупыми, порой и внутренне глупы. Вот это позволяет нам понять, почему в его творчестве нет цинизма, а есть одна боль, хотя читаешь и ржешь. Но это только один факт биографии. Пункт ее. Нам незачем углубляться в то, как проходила его вице-губернаторская служба, каких столоначальников он таскал за волосья и таскал ли вообще. Мы просто знаем, что это человек, знающий подноготную мира. А более и знать не нужно.

Но что нам добавляет в понимании его творчества обстоятельства его семейной жизни? Да ничего. Изучать его семейную жизнь можно как увлекательный роман о хороших людях, но к пониманию его творчества знания о его приватной жизни не добавляют ничего.

И так практически по всем творцам. Ну знаем мы, что у Сократа была сварливая жена. И что?

Мне вот любопытно другое, почему никто не копается в личной жизни печника? Ведь там тоже много чего нарыть можно. Но никто не копается. Просто зовет его к себе и говорит: "А сложи-ка мне, братец, печку". И печник, о жизни которого заказчик ничего не ведает, кладет ему печку или камин. И потом даже имя печника забывают. Даже адрески-телефончики со временем теряются. А печка стоит, пыхтит и греет. Иные печки по сто лет стоят.
Tags: Думы, Записки на манжетах
Да, согласна, спасибо за пост