papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Про литературную критику "там". Или Почему Виктор Топоров не критик



Назначение критики, литературной критики, вовсе не пресловутая "помощь" автору в деле "возрастания над собой", не попытка руководить "литературным процессом", не мысли о "текущем состоянии литературы" и прочий бред. Назначение литературной критики быть ориентиром читателю в непростом деле выбора, "что бы почитать на выходных". Т.е. помочь читателю не выкинуть в магазине деньги на ветер. Вот и все назначение литературной критики "там". Т.е. "там" литературный критик не литературовед, что пытался изображать из себя, например, поэт-неудачник Ходасевич, не указующий наставительно перстом последователь полоумцев Белинского и Добролюбова и не строгий испепелитель всего и вся, что пыжиться изобразить из себя бородатый пухленький человечек с тенорком и мягенькими махонькими ручками, "там" литературный критик, публикующийся в СМИ, ведущий колонку в серьезной газете или журнале, есть хороший профессиональный ЧИТАТЕЛЬ. Он дает оценку книге именно с точки зрения читателя. Не абы какого, среднестатистического, а конкретно себя.

Потому и рецензии на книги строятся "там" по довольно банальной схеме. Это не значит, что все ее тупо исполняют, просто, все ниже перечисленные моменты так или иначе присутствуют в хорошей рецензии.

Во-первых, рассказывается о чем книга. Во-вторых, оценивается сюжет. Не пересказывается сюжет, а именно дается его оценка - насколько он увлекателен. В-третьих, дается оценка, как автору удалось справиться с сюжетом. Какими поворотами и боковыми сюжетами он расцветил книгу. Очень часто, не всегда, но очень часто, оценивается драйв повествования. Это сложно объяснить на пальцах, но это не совсем увлекательность книги, хотя и это тоже. Это скорее некий комплекс, что заставляет читать книгу запоем, не обращая внимания на некоторые очевидные авторские огрехи. Что-то типа книг Агаты Кристи, где полно логических огрехов, но книги читаются на одном дыхании.

Собственно, ради этих четырех вещей книгу и покупает большинство читателей. И это то, ради чего рецензии читают издатели.

Далее идет оценка того, как автору удалось (или не удалось) справиться с диалогами. Это очень важный технический момент книги. Часто читателю приходиться буквально продираться через длиннющие диалоги, где к середине уже и не поймешь, какая реплика какому герою принадлежит. Дочитав до такого неудачного диалога, среднестатистический читатель отбрасывает книгу, но самое плохое для автора и издателя, что он еще дает рекомендацию знакомым не читать эту книгу, а это финансовый провал. Потому искусство построения диалога очень важная составная часть дарования литератора. Издатели также читают рецензии ради этого.

А вот дальше идет то, что не очень читают, хотя и почитывают, издатели, но читают рядовые читатели.

Мастерство в выписывании персонажей: удалось-не удалось (иногда приводят примеры из текста), направленность книги, ее главная мысль, если таковая есть, стиль.

Обязательно обратят внимание на вкусноту слога, если таковая есть. Так половина рецензий на книги Стивена Фрая (того самого, что сыграл Дживса) состоит из описания впечатлений о его языке. Порой читаешь и не можешь отделаться от ощуения, что рецензию написал кулинарный критик, а не литературный. Издатели всегда обращают внимание на выдающихся по вкусноте слога авторов. Почему? А потому, что книги таких авторов будут переиздаваться и неоднократно. Люди мобильны - книги теряются, но полюбившуюся за вкусноту слога книгу человек перечтет неоднократно, а потому, переехав на новое место, пойдет в книжный магазин и купит, "чтоб було".

Это - стандартные требования, предъявляемые к рецензии в СМИ. Автор рецензии может давать любые оценки, но они, как положительные, так и отрицательные, должны быть обоснованы.

Никому не интересны мыслители, мыслящие за "общее состояние англицкой/французской/немецкой/итальянской и т.п. литературы". Предводителей команчей выставляются за порог.

Вот потому малоуважаемый ОкОдемик Виктор Топоров и не может считаться критиком.

Надеюсь, более никто не будет писать, что я в этом вопросе ничего не понимаю. Для того, чтобы в этом вопросе понимать, достаточно несколько лет читать еженедельно рецензии в Die Welt и le Figaro. И тогда сразу Виктор Топоров из титана мысли предстает провинциальным сморчком и клоуном (мое оценочное суждение), что заботливо, как и положено провинциалу, обозначает в википедии начало своего "творчества" (я, когда это увидел с подачи френда nimmerklug, смеялся над этой местечковой простотою минуты две).



Пора понять, что Виктор Топоров и ему подобные не являются литературными критиками в нормальном понимании этого слова. Понять, сделать себе пометочку и просто игнорировать этих суетливых людишек.

Нет, топоровых, белинских и добролюбовых "там" тоже навалом. Там тоже много людишек с возмущенным разумом, на котором можно чай или кофе заваривать, но там они не проходят по разряду литературной критики. Там они носят гордое название эссеистов, издают раз в три года малыми тиражами книжки разнообразной толщины, имея основной доход с преподавания чего-то околофилософического в университетах. До реального книгоиздания их не допускают, ибо это всегда выброшенные деньги, но издатели иногда их почитывают, чтобы быть в курсе трендов. Т.е., чтобы знать в каких направлениях искать новых авторов, не тех, на кого указуют эти эссеисты, а на других, впрочем, коли автор хороший, то и указанного подберут.

Но, конечно, есть и счастливые исключения среди эссеистов. Например, Умберто Эко. Его эссе пользуются, хотя и меньшим, чем его романы, но коммерческим успехом и к его мнению относительно тенденций в литературе и искусстве прислушиваются. Но он, в отличие от того же нашего доморощенного Топорова, НИКОГДА не оперирует конкретными именами литераторов или деятелей искусства, разве что теми, которые уже ушли или похвалит кого. Но и их он не ругает. Т.е. он не пытается подобно Топорову отстроить из них свой постамент. Но это уже более относится к уровню культуры. Хотя какошвырятелей и "там" навалом, но их же никто не слушает, в отличие от...
Tags: Книгочейское
для членов СП (в анкете) существовала такая формулировка "годы творчества", исчисляемая с даты первой публикации
Но это не повод писать эту пургу про себя в википедии. Выглядит это очень-очень пошло.
просто обычная форма заполнения анкеты)
Пора уже отвыкать от анкет. Пора понять, что даже прикрываться этим нельзя, ибо это стыдно и нелепо. В двадцать первом веке, чай, живем, не при Славе КПСС. А замашки у Топорова, кстати, именно из советской эпохи. Этакая форма общественного доноса.
это к вики претензии, у них такая форма)
Можно не отвечать на такой вопрос. Смотрим: Генрих Манн. Или: Гюнтер Грасс. Все зависит от культуры, воспитанности человека.
Image Hosted by pixs.ru
Image Hosted by pixs.ru
проще написать: ну не нравится он мне)

papa_gen

November 20 2012, 12:54:42 UTC 6 years ago Edited:  November 20 2012, 13:46:31 UTC

Ничуть. У меня не присутствует в отношении его никакой личной неприязни. Я чисто объективно сужу об этом субъекте, что пытается выдавать себя за критика. Особенности его личности мне мало интересны. Разве, что они прут из творчества этого гражданина.

Сейчас попытался завесть там запись на несуществующего писателя. При незаполнении графы "Годы творчества" она не отображается. Так что все зависит от воспитанности.

nimmerklug

November 20 2012, 09:59:43 UTC 6 years ago Edited:  November 20 2012, 10:07:45 UTC

Ну никак не могу согласиться с вами :) В чем-то вы, конечно, правы, например в том, что такое литературная критика. И в самом деле, в России она отсутствовала и отсутствует, а критиками считаются сочинители эссе на окололитературные темы. Но это факт очевидный, хотя и на него нужно периодически указывать - очевидные вещи легко забываются. Интересно-то на самом деле другое, отчего в России литературная критика не существует. Очевидно, что в ней нет потребности. Но почему? Это явно не тот случай, когда икры нет в продаже, потому что на неё нет спроса.

Но (и тут начинается моё возражение) Зоил Абрамыч Топоров не является литературным критиком и в российском понимании (сочинителем окололитературных эссе). То есть он, конечно, и ими не брезгует, при условии, что они лежат в русле его основной деятельности. А основная деятельность Зоил Абрамыча - прицельная дефекация. В этой области он специалист высочайшего класса и нет ему равных. Пусть чистоплюи говорят, что прицельная дефекация не искусство, а спорт, притом низменный. Ладно, готов согласиться с ними, хотя не понимаю, чем она хуже бокса - уж во всяком случае зрелищней. Признаюсь (пусть подлинные интеллигенты меня осудят), что наблюдаю за состязаниями в прицельной дефекации с удовольствием.

Повторяю, Зоил Абрамыч не только есть явление чрезвычайное (http://nimmerklug.livejournal.com/336825.html), сверх того, он непревзойденный мастер этого вида искусства (или спорта). Чемпионский класс находит свое выражение не только в снайперской точности попадания и особой зловонности снарядов. Нет, Зоил Абрамыч, как, не побоюсь этого слова, гениальный художник скверного слова, определяет границы дозволенной дефекации с микронной точностью. Скажем, уважаемый вами поэт Быков для него вполне легитимная цель (а многие ли интеллигенты не убоялись бы сказать о куртуазейшем из граждан поэтов не то что укоризненное - маловосторженное слово?). Но вот, насколько мне известно, Зоил Абрамыч никогда пытался избрать своей мишенью величайшего художника и эссеиста современности, хотя 34 мировых музея, где этот худодник выставлен, прекрасный повод для выстрела. Такая разборчивость в выборе мишеней заслуживает не только величайшей похвалы, но некоторых раздумий, сопряженных с поисками поучительных нравственных выводов.

Печально, но творчество Зоил Абрамыча последние годы стало сдавать. И вот тут-то позволю себе упрекнуть вас. Не вы ли учили пылкое юношество, что не хорошо плясать на костях? Тем более не хорошо критиковать естественные следствия возрастных изменений. Нынешнее состояние баронессы Тетчер не повод уничижительно отзываться о её политической деятельности. Снижение меткости из-за играния очка не дает основания ни усумнится в прежних заслугах чемпиона, ни насмехаться на ним - ведь причина того, что очко играет не трусость, но болезнь Паркинсона.
КлаСССССССССССССС! :))))))))))))))))))))))))))))))))))

ШЕДЕВРЪЪЪЪЪЪЪЪЪЪЪЪЪЪЪЪЪ!!!!!

НА СКРИЖАЛИ!
"Непреклонен и суров критик Витя Топоров" (с)
Экое счастье, что я абсолютно не нуждаюсь в его услугах...
:)))

Да в его услугах вообще никто не нуждается, другое дело, что он всюду бегает и назойливо пристает. Раскрываешь газету "Известия", а он и там! И несет какой-то уже не литературный, а околополитический бред. Зачем? К чему? Хотят показать, что деятели культуры за Путина? Есть куда более вменяемые персонажи, нежели он. Таже Света из Иванова, с ее "мы стали более лучше одеваться", оказалась весьма неглупой девушкой и делает довольно задорную передачу на ТВ. Вот попросите ее написать колонку, она, кстати, может. Выйдет куда лучше, чем у этого "критика".
С точки зрения коммерции — никаких вопросов к столь пространному эссе о критиках.
Потому что «там» любой писатель обыкновенный ремесленник, пекущий письмена свои как пирожки.
И оценивают его не по содержанию.
А по бест-селлерам.
Вот Роулинг получила столько положительных «критиков», что было бы странно не продаться миллионными тиражами.
Но практически полное отсутствие «критиков» у романа Уайлдера «День восьмой» оставило роман в списке Произведений.
Не бест-селлеров.

Так что всё, что Вами написано — реклама литературной шаурмы и фаст-фуда.
Что Вы и поглощали, читая годами Die Welt и Le Figaro.

Попробуйте назвать хоть одну книгу из годами читанных рецензий критиков, которая вообще похожа на книгу, а не чтиво шаурминое?

На Руси правила другие.
И Топоров играет по правилам Руси.
Не озираясь по сторонам в поисках одобрения.
За что его, как и Кантора, ценю и уважаю.
У них — своё мнение.
Пусть и не всегда мне нравящееся.
У них нет желания стать похожим на других и превратиться в рекламиста шаурмы.
Можно долго делать вид, что нравится фуагра.
А потом признаться, что больше всего любим пирог с капустой.

Топоров — русский критик.
Но для этого надо поверить, что Русские отдельная цивилизация.
Не у всех получается — большинство верит, что живут в деревне, а цивилизация где-то «там».

Аккаунт на Фейсбуке завёл только из-за Торопова и Кантора.
Они Русь — чувствуют.
А эРэФию не приемлют.







Кстати вотЪ!
http://www.online812.ru/2011/10/14/009/

Что в этой рецензии на творчество — не отдельные труды — не соответствует реальности?
Разве что Емелин мне столь же равнодушен, как и Губерман, которого вирши тиская ежедневно.
Рифмоплёты на секунду.
Но Быков — покуда в в толпе играть по правилам толпы старается — поэт.
А проект Гражданин поэт — обыкновенная шабашка для продвижения на рынке остальных своих опусов.
Опусов в положительном смысле :-).
Быков как раз таки поэт.
А в проекте Гражданин-поэт выступил как девятилетний Додик.
Тут уж с Топоровым не поспоришь.
У Вас неверные представления о тамошних писателях. Есть Роулинг, а есть Герман Гессе, есть Умберто Эко, есть Ствен Фрай. И они вовсе не пекут книжки аки пирожки. Я назвал только тех, кто у нас на слуху. А есть много тамошних хороших писателей, что у нас совсем не знают, но это вовсе не значит, что они, во-первых, плохие, а во-вторых, коммерчески не успешны. Хороший писатель "там" всегда успешен, ибо он продуцирует уникальный контент, на который будет спрос. Они и сами состоялись (стали состоятельными людьми), и издательства сделали на их издании хорошие деньги. И сделают еще. И в этом им помогают еженедельные колумнисты-критики, что находят достойные книги и рассказывают, при том предметно, читателям. А вовсе не харкают и не бросаются каками, как это делает Топоров.

Что касается Димы Быкова, то он лучший поэт России. Писатель откровенно хреновый. А вот на сегодняшний день он - лучший поэт. И гражданин-поэт тут никаким боком. Это ремесленная поделка для срубания бабла. Но и она, если что, показывает уровень дарования Димы.

А Топоров - пена. Пустота, что смешана с грязью. Всплывает такое в годы перемен. Потом осядет. И все про него забудут. Но вреда он принес и принесет русской литературе немало.

aptukkaev

November 21 2012, 05:24:36 UTC 6 years ago Edited:  November 21 2012, 05:28:54 UTC

По поводу Дмития Львочича Быкова мы вроде бы с Вами уже договорились, что это на сегодня лучший из известных поэтов :-). До тех пор, пока в политику не лезет. В этой части Топоров, – по моему скромному разумению, – совершенно правильно описал проект «Гражданин и поэт»: это “тем показать «господину учителю» средний палец – заветная мечта троечников и четверочников из «болота»”; это и “атавистический интерес к великой русской и замечательной советской поэзии, которую когда удачно, когда не очень пародирует Быков”.
Вместе с тем соврешенно не могу согласиться с Топоровым в том, что “Быков версификатор-виртуоз, напрочь лишенный, однако же, самостоятельного лирического дара
Как раз таки с лирическим даром и болью души у Быкова всё в порядке.
А уж сравнение его с Демьяном Бедным наших дней, — Емелиным, — вообще запредельно.
Понятно почему Авиценна свой Канон медицины стихами писал — чтобы неграмотные легче запоминали. Равно как и прокламации в годы Гражданской — с той же целью. Вот образчик от Маяковского — http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/m-stih5.html.

Топоров видит проблему, описывает её, но выдаёт так же, как Эховцы — вызывая обратную реакцию.
Даже реальные гадости после того, как их озвучит Ганапольский и Бакушинская, вызывают желание скорей защитить коррупционера, чем пожурить :-).

Здесь не могу с Вами не согласиться — выводы Топорова абсолютно противоположны описываемому им. А вот описание как раз точное.

По поводу литературы «там» пробовал как-то читать рекомендуемое «тамошними» критиками и почему-то вспомнились российские адвокаты: как посредники между следствием и преступником, чтобы дела до суда не доводить, где дадут столько сколько просят :-).
А топоровские «критические» обзоры не читаю — равно как и иных критиков. Нельзя быть искренним за деньги.
Но вот если, к примеру, Вы сообщите о книге какой — то с высокой степенью вероятности ознакомлюсь с ней. Просто у Вас нет корысти в этом, а душе и вкусу Вашему не доверять невозможно.
Потому как если и есть у нашей эпохи ум, честь и совесть с отменным вкусом — так это Вы.
:-).
Последнюю книгу Эко прочел запоем. Правда, не знаю, вышла ли она на русском. "Пражское кладбище". Франция: шикарный роман Жерома Ферари (Jérôme Ferrari) Le Sermon sur la chute de Rome (Проповедь на падение Рима), его же Où j’ai laissé mon âme (Где я потерял свою душу). Он вообще замечательный писатель. Пишет очень вкусно даже для французского языка. И он совсем не потоковый писатель - одна книга раз в два-три года. И это не т.н. парижская литература, т.е. заумь интеллектуала, познавшего самый утонченный разврат. Очень крепкий писатель. Еще его же: Un dieu un animal (Бог и животное). Тоже хорошая книга.
Благодарю Вас!
Я тут как раз уже полгода французский постигать стал самостоятельно — до этого он мне без надобности был.
Но что-то решил — почти что — что инвестиции в жильё на юге Франции оказываются дешевле, чем во Владикавказе. А там без языка будет тяжеловато :-).
Так что буду искать, покупать и читать.
Вкусноты текста, конечно же, мне пока не оценить , может быть, но надеюсь вкусить всё же и распознать :-).
Ещё раз примите мою благодарность.

Deleted comment

Я вам не дорогой, малоуважаемое мосько, а Топоров не критик.

Deleted comment

Клоун тут один - вы. Приперлись в комменты к записи, что написана более полугода назад, и посильно гадите, задавая вопросы на все очевидные ответы. Пора, пора уже вам зарыться в снег воспаленным лицом и лежать там, долго-долго. И чтобы крыжовник бросал на вас свою колеблющуюся тень.

Идите, строго, степенно, помахивая юбочками и бородами строго туда, где вам и место.