papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Про патриотизм, последнее прибежище, и гр. Л.Н. Толстого



Сэмюэл Джонсон (англ. Samuel Johnson; 18 сентября 1709 — 13 декабря 1784) — английский критик, лексикограф и поэт эпохи Просвещения, чье имя, по оценке «Британники», стало в англоязычном мире синонимом второй половины XVIII века.

«Патриотизм — последнее прибежище негодяя» (англ. Patriotism is the last refuge of a scoundrel) — афоризм, произнесенный доктором Самуэлем Джонсоном в Литературном клубе 7 апреля 1775 г. и опубликованный Джеймсом Босуэллом в жизнеописании Джонсона в 1791 году.

Вот эта запись (я настоятельно прошу обратить внимание на слова, выделенные жирным шрифтом):

Friday, April 7, I dined with him at a Tavern, with a numerous company. <В числе собеседников Джонсона упоминаются Боклерк, сэр Джошуа Рейнольдс, Лэнгтон и Гиббон. Описываются застольные разговоры великого критика a propos того и сего, как то: книги о путешествиях по Испании, Аддисона, Оссиана, ирландского и гэльского языков, диких зверей, волков и медведей>.

Patriotism having become one of our topicks, Johnson suddenly uttered, in a strong determined tone, an apophthegm, at which many will start: 'Patriotism is the last refuge of a scoundrel.' But let it be considered, that he did not mean a real and generous love of our country, but that pretended patriotism which so many, in all ages and countries, have made a cloak for self-interest. I maintained, that certainly all patriots were not scoundrels. Being urged, (not by Johnson,) to name one exception, I mentioned an eminent person, whom we all greatly admired. Johnson: "Sir, I do not say he is not honest; but we have no reason to conclude from his political conduct that he is honest. Were he to accept of a place from this ministry, he would lose that character of firmness that he has, and he might be turned out of his place in a year. This ministry is neither stable, nor grateful to their friends, as Sir Robert Walpole was, so that he may think it more for his interest to take his chance of his party coming in."

В пятницу, 7 апреля, мы с ним обедали в Таверне, в большой компании. <...> Когда мы заговорили о патриотизме, Джонсон вдруг произнес, громко и убежденно, афоризм, который многих поразит: "Патриотизм есть последнее прибежище негодяя." Но следует принять во внимание, что он имел в виду не подлинную, великодушную любовь к нашей стране, а тот притворный патриотизм, которым столь многие, во все века и во всех странах, прикрывали своекорыстие. Я утверждал, что, конечно, не все патриоты были негодяи. Будучи спрошен (не Джонсоном), могу ли я назвать одно исключение, я упомянул славного мужа, которым мы все восхищались. Джонсон: "Сэр, я не говорю, что он нечестен; но мы не имеем оснований признать его честным из его политических действий. Если бы он принял пост в нынешнем правительстве, то потерял бы свою репутацию человека несгибаемого, а через год мог быть уволен и с поста. Это правительство не отличается ни устойчивостью, ни признательностью к своим сторонникам, как сэр Роберт Уолпол, и он, может быть, думает, что в его интересах подождать, не придет ли к власти его партия."

А теперь про Л.Н. Толстого.

Как видим, Л.Н. Толстой к эту фразу НИКОГДА сам не произносил.

Каким образом тогда он стал к ней причастен?

А вот каким. Л.Н. Толстой на самом закате своей жизни собрал некую книженцию, озаглавленную: "Круг чтения. Избранные, собранные и расположенные на каждый день ЛЬВОМ ТОЛСТЫМ мысли многих писателей об истине, жизни и поведении".

Располагается собранное по календарному принципу, этакое издевательство над Минеями.

Вот там, вырвав из контекста, Толстой и привел этот афоризм, не потрудившись даже указать имя автора, только его фамилию. Ну, это все одно, если бы он ссылаясь на какого-нибудь Иванова тоже указал только фамилию...

Афоризм приведен под 9 декабря. Тема "чтения" Отечество.

Ну а дальше у Льва Николаевича идут такие "афоризмы":

"Патриотизм не добродетель: жертвовать своей жизнью ради отжившего суеверия государства не может быть нашей обязанностью. Теодорус"

Кто этот Теодорус, не знаю. Вполне возможно, что за ним скрывается даже не Феодор, а какой-нибудь Федор или даже Богдан.

Следующий афоризм:

"Патриотизм в наше время выставляется поводом оправда¬ния и всякого общественного зла, и личной подлости. Чело-веку внушают, чтобы он ради блага своей страны отказался от всего, что делает страну его достойной уважения: ради патри-отизма человек должен подчиниться всякому постыдному делу, которое, развращая честных людей, ведет к погибели весь народ. Бичер"

Кто этот автор? Тоже не ясно. Имею подозрение на Гарриет Элизабет Бичер-Стоу, но не уверен.

Ну, и самое вкусное здесь:

"Много злого совершают люди ради себялюбия, еще боль¬ше зла совершают они ради семьи; самые же ужасные злодея-ния — шпионства, поборы с народа и ужасные смертоубийст¬ва, войны — совершаются людьми ради патриотизма, и со-вершающие их гордятся этими злодеяниями".

Автор не указан, но, судя по заунывно-наставительному стилю, это сам Лео Толстой. Впрочем он и сам в предисловии к этой книжке написал:

"Мысли без подписи или взяты мною из сборников, в которых не обозначены их авторы, или принадлежат мне."

Вот такая вот история с афоризмом Сэмюэля Джонсона, произнесенном на дружеской пирушке, и "Кругом чтения" Лео Толстого...

И еще цитата из предисловия Льва Толстого к этой книге: "Я желал бы, чтоб читатели испытали при ежедневном чтении этой книги то же благотворное, возвышающее чувство, которое я испытал при ее составлении и продолжаю испытывать теперь как при ежедневном чтении ее, так и при работе над улучшением ее второго издания."

Что тут сказать? Скучно на этом свете, господа!

Tags: die kunstkammer
мне эта солянка напомнила дневники девочек тинейджеров.
они тоже любят собирать подобный хлам под одну обложку
Нет, Толстой не собирал хлам под одну обложку. Он систематически и методично отбирал это, где надо вырывая из контекста, где несколько редактируя. Все собрано весьма тенденциозно. Манипулятор он был еще тот. Впрочем, он сам себя наказал. В конце концов поверив своим же теориям... Закончилось все очень странной смертью.
-/Толстой не собирал хлам под одну обложку.

ну так девочки это тоже систематизируют и отбирают
и с их точки зрения это хламом не является :)

-/он сам себя наказал. В конце концов поверив своим же теориям...

так оно обычно и бывает


У меня просьба. Давайте так, у меня тут не форум, поэтому цитировать меня излишне не нужно. И не нужно порождать излишние смыслы.

Если вам хочется верить в то, что Толстой по своему уровню интеллекта равен девочкам-тинейджерам, воля ваша. Только это выдает в вас человека, привыкшего жить самообманами (тут не переход на личности, тут просто констатация факта).

Вместо того, чтобы понять суть явления, берут самое ПРИЯТНОЕ себе любимому его объяснение. И получается, что граф Толстой полный кретин, а я любимый, прямо-таки титан мысли.

Это тешит чувство собственного величия, но не более того.
Ну, все не совсем так. Даже далеко не так. Джонсон это сказал, полемизируя с вигами, приведя конкретный пример такого вот "патриота", торгующего саблями, а потому могущего потерпеть убыток от того, что война окончится.

Против патриотизма как любви к Отечеству сам Джонсон никогда не возражал, более того был по нашим меркам довольно ярым патриотом.
Да кто же спорит! Др. Джонсон всегда был точен в словах - разве он говорил, что патриотизм - негодяйство? Он выразился вполне определенно. И возражал, когда шкурные интересы объясняют любовью к Отечеству.
Во! Особенно, когда за этим стоит желание продать побольше сабель.

И более того, у него есть и другой афоризм про настоящий патриотизм. Могу порыться, но смысл его примерно в том, что патриотизм - это, когда каждый шаг в жизни сверяется с любовью к Родине.
Чёрт, стёр свой ответ по ошибке. Надеюсь, что вы успели получить.
Да, получить успел.

Но тем не менее, и это тоже Джонсон.

Тут есть один нюанс. Джонсон ведь был для англичан практически НашеВсе, поэтому говорил много и по любым темам. Интересно, что шотландцы, например, считают его закоренелым английским шовинистом.