papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Мольер "Мещанин во дворянстве"


Людовик XIV - автор идеи "Мещанина-дворянина"

Начнем с того, что принятый у нас перевод названия пьесы неправильный и искажает мысль автора задумки. По-французски Le Bourgeois Gentilhomme означает "Мещанин-дворянин". Не мещанин, влезший не на свое, а на дворянское место, а именно мещанин, ставший дворянином. Различие для нас тонкое, но для французов огромное.

Тут такое дело, во Франции можно было стать дворянином и даже с титулом, просто купив замок, к которому был привязан титул. Вспомните Портоса, что занимался скупкою таких замков. Но Портос это делал от тщеславия, а вот представители третьего сословия (буржуа) из расчета. Часто это был единственный способ обеспечить себе возможность ведения дел, порой крупных и даже очень, не опасаясь, что некто от властных и знатных мужей, положив глаз на твои прибытки и маетности, отправит тебя в тюрягу, а сам завладеет твоим состоянием. Одно дело мужлан без роду и племени, а другое дело тоже без роду и племени, но барон или даже граф. Тут совсем другой коленкор получается. Барона, а тем более графа в кутузку просто так не упрячешь, даже коли ты маркиз древнего рода и местный губернатор.

Собственно с графских титулов вся история "Мещанина-дворянина" и началась. Несколько мужланов купили замки, к которым были привязаны титулы графов. Замки плевые, по сути развалины, но графские. И вот эти новоявленные графы, спустя время стали появляться в Версале. И король Солнце оказался в странной ситуации: и от дома им не откажешь - графы они настоящие, и кувшинные рыла при дворе видеть не хочется.

Король начал боротьбу за хорошие манеры, дабы под их соусом выпереть мужиков из дворца. Но оные графы уже раскусили, что в Версале можно не столько с дамами шашни строить, сколько обтяпывать коррупционные дела по поставке всего и вся в казну, а это, согласитесь, веский аргумент, чтобы, пыхтя от умственной натуги, выяснять, чем отличается проза от стихов.

Собственно, сюжетом "Мещанина-дворянина" и является высмеивание того, как эти самые графы и бароны осваивали премудрость вежества.

Идея спектакля принадлежала королю, Людовику XIV. В принципе, это означало, что король махнул рукой на боротьбу супротив появления при дворе таких вот дворян. Он просто решил высмеять их манеры. Но тем-то на этот посмех по большому счету плевать было, ибо, повторяю, в Версале они были заняты вовсе не демонстрацией манер, а набиванием кошельков.

Великий король призвал к себе великого композитора Люлли и великого драматурга Мольера и, протянув им лист с планом пиесы (он сохранился и писан королем лично), поручил им составить синтетический спектакль (комедию-балет) "Мещанин-дворянин". Таким образом, у "Le Bourgeois Gentilhomme" три автора: автор идеи и плана пьесы - Людовик XIV, автор текста - Мольер, автор музыки - Люлли.

Две недели Люлли и Мольер убили на то, чтобы определить, в каких местах будет музыка и что примерно будут актеры петь. Потом работа закипела.

В результате вышел пышнейший спектакль, который вошел в историю театрального искусства как самое утонченное внежанровое синтетическое произведение, где великолепная драматургия и великолепная музыка сведены в одно. К нему еще добавлялась и пиротехника.

К сожалению, наш российский зритель ни разу не видел "Мещанина-дворянина" в его полном виде, т.е. с музыкальным сопровождением (с пиротехникой и французы редко видят).

Замечу, что для Мольера спектакль стоил опалы. Кто его знает, что было причиною, какой подколдунок ему нашептал или за локоток дернул, но Мольер допустил неслыханное: господин Журден говорил в спектакле словами короля! Мольер просто уснастил речь Журдена любимыми присловьями и речевыми оборотами Людовика XIV, что тот употреблял в своих разговорах, часто в узком кругу. Получилось, что главный Журден в Версале сам король.

Король-Солнце, кстати, ничего и не заметил. Более того, он очень был доволен, и всем было на ухо объявлено, что пьеса написана не без участия короля. Премьера состоялась 14 октября 1670 в замке Шамбор. И только спустя время добрые люди рассказали королю, как над ним надсмеялся соавтор пьесы.

Ну, и напоследок. В Парижске, в театре Трианон шла (может, и сейчас идет) полная версия Le Bourgeois Gentilhomme. Спектакль идет почти четыре часа, а с антрактами и того больше. Т.е. надо быть усидчивым зрителем. Замечу, что на восприятие комизма спектакля музыка никак отрицательно не влияет. Люди порой ржали как лошади. Но аутентичное исполнение избавило спектакль от режиссеров, пытающихся сказать "свое слово".

И еще. Когда мы ходили туда, билеты нужно было покупать загодя, и зал был полон. Т.е. с коммерческой точки зрения аутентичный спектакль полностью окупался. Вот запись начала спектакля:



PS. Для справки.

Театр Трианон в Париже вовсе не репертуарный театр. Это - своеобразная концертная площадка, род концертного зала с рестораном и баром. Разные театральные компании (в нашем понимании труппы) арендуют его и дают свои концерты или представления. Т.е. коммерчески неуспешных проектов в таком театре просто не идет. Все спектакли отбиваются, все исполнители получают оговоренную контрактом плату. Ну, а антрепренер набивает свою мошну. На Le Bourgeois Gentilhomme такой человек тоже был. И будьте уверены, набил он свою мошну изрядно, ибо билетики были вовсе не из дешевых, а зал был забит. Это и есть правильный, интеллигентный подход к культуре. Не полудохлые и полунищие театры для нищих "ценителей прекрасного", выдающие на гора запредельную туфту, а вот такое вот утонченное действо для тех, кто способен его оценить, в том числе и деньгами.

Нет, на Западе тоже есть понятие социальной цены. Даже на очень хорошие спектакли и концерты можно купить билеты по бросовым по нашим понятиям ценам (коли сравнивать с аппетитами Большого). Но есть и такие вот представления.
Tags: die kunstkammer, Душевное
Спасибо огромное за такой подробный и интересный рассказ.
Ничего не знала об этом спектакле с музыкой, думала всегда, что просто драматический спектакль.

" полудохлые и полунищие театры"
О, да...
И полунищие артисты, готовые играть любую туфту ради денег.

papa_gen

January 3 2013, 05:59:47 UTC 6 years ago Edited:  January 3 2013, 06:00:20 UTC

Жанр этого спектакля официально называется: Comédie-ballet.

У нас иногда исполняют музыку Люлли к этому спектаклю, но не всю, а только некоторые фрагменты. Т.е. слушатель воспринимает их как некие концертные номера, безделицы великого композитора, вне всякой связи с их местом в спектакле.

Чаще всего у нас из музыки к "Мещанину-дворянину" исполняют "Турецкую церемонию". Это одно из самых смешных мест в пьесе. В наших театрах тут чуть ли не площадную клоунаду устраивают. Но, согласитесь, площадная стилистика здесь неуместна:

Да, пожалуй.

Посмотрела сейчас начало спектакля с участием Этуша. Да, также пишут, что это комедия-балет.
А я как-то не обращала внимание на это...
Они тут вообще музыку Моцарта, при том частично переделанную, пустили.

Вот, нашел полный спектакль, но повторяю, там без малого 4 часа действа:

Спасибо огромное!
Ого! Даже лютня в оркестре есть.
Любопятно. В России дворянство так было не купить. А насчёт Портоса, мне помнилось, он ввязался в авантюру Мазарини ради баронского титула.

papa_gen

January 3 2013, 06:44:13 UTC 6 years ago Edited:  January 3 2013, 06:54:37 UTC

Ах, Диана. В том, что в России дворянство было не купить, не достоинство России и не недостаток ее. Купить дворянство и в России, замечу, можно было. Подмаслив, где надо. Довольно много петербуржского купечества через того же Шувалова купили себе потомственное дворянство. Оне ему дендюжку, а он им от Елисавет Петровны грамоту.

Все дело в разнице самого понятия дворянства во Франции и России. В России было два типа дворянства - князья и княжьи дети и дворяне собственно, т.е. люди, состоящие при дворе князя. За свою службу князю они получали вотчину. Во Франции в принципе тоже дворяне получали вотчину (феод). Но французский феод было очень сложно у дворянина отнять, а вот русскую вотчину запросто.

Но французскую вотчину можно было продать или заложить. Людовик XI Благоразумный (тот самый, что выведен в "Квентине Дорварде") активно этим пользовался, давая деньги в долг под залог графств и баронств, а потом под разными предлогами не брал выкупы, чем значительно увеличил непосредственно королевские владения, не ведя никаких войн.

Дворяне во Франции чуть ли не при Шарлемане начали торговать меж собой замками. Причины были всегда уважительны. Но вот проблема - титул во Франции был привязан к феоду. Было баронство, графство, маркизетство (марк-графство), виконство (вице-герцогство), герцогство. Был, конечно и титул принца, т.е. князя, но это был единственны титул, что не был привязан ни к какому феоду. Принцами были Дофин (наследник) и члены королевской семьи. Но и среди принцев были исключения - принцы крови, т.е. принцы, что могут в любой момент стать дофинами, а потом и королем.

Но даже будучи принцами, эти люди, т.е. несущие в себе кровь Шарлеманя, имели и другие титулы. Дофин чаще всего был графом Парижским, впрочем только титулярным, т.е. для порядку. Но вот другие были вполне себе графами с поместьями. И эти поместья они иногда даже продавали. Тот же маршал Конде, что был принцем, распродавал свои поместья на право и налево.

Так что ваше замечание, коли Вы хотели показать особливое величие русского духа - мимо кассы. Но это без обид. Просто, история не терпит восторженности. Это как прекрасный пейзаж в виде берега реки с камышом. Издалека-то прекрасно, а подойдешь к речке - и вода тут стоялая, и вонь от этого, да и берег весь в тине.
Да нет, я не о величии.

Из пьесы никогда бы не догадалась о таких порядках при Людовике - Клеонту предложили разыграть фарс с сыном турецкого султана, а не купить замок.

papa_gen

January 3 2013, 18:08:01 UTC 6 years ago Edited:  January 3 2013, 18:09:25 UTC

Это не какие-то порядки при Людовике XIV. Торговля землями, поместьями, во Франции была всегда. И герой пьесы не Клеонт, а господин Журден. Именно он и есть тот самый мещанин-дворянин.