papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Еще раз про Качинских и польскую "русофобию"



Поляки в свое время избрали Качинских не потому, что те лили бальзам русофобии на израненную польскую душу, а потому что Качинские РЕАЛЬНО сопротивлялись тому режиму коррупции, что сформировался в Польше вначале 90-х, а потом маковым цветом расцвел при Квасневском.

Страна жила в нищете, люди толпами валили на заработки "в Лондон" (на самом деле, не только туда), а жирные коты и дорвавшиеся до кормушки разворовывали страну. Для Польши, у которой природных ресурсов мало (есть, но мало), растаскивание промышленности, ее разграбление, было равнозначно национальной катастрофе. Да и частному человеку прожить стало крайне тяжко - ведь ничего без взятки было не сделать. И порой взятки были такие, что полностью убивали смысл какого-либо начинания.

Вот потому люди и голосовали вначале нулевых за Качинских и их "Право и Справедливость", что те реально боролись с коррупцией, а вовсе не за их русофобию.

Коли этого не понимать, то можно додуматься до совсем завиральных теорий.
Разве причина польской русофобии не в том, что полякам во времена навязали католичество, а нам - православие? Не было антагонизма между славянами в дохристианскую эпоху. Женились друг на дружке, иногда воевали, но противостояния культур - не было. Потом поляки стали Западом, мы - Востоком, и началось...
Вам кто-то навязывал православие? Вам лично?
Я в те годы не жила:)
Что вы сразу в амбицию: Русь была крещена, вера в каком-то смысле была навязана. За века православие стало официальной религией большинства. Мы же говорим об истоках розни поляков и русских, а они - там. Если бы не трагическое разделение славян по религиозному принципу, непримиримости между нами, скорее всего, не случилось бы. Кстати, и пренебрежительное, высокомерное отношение к нам западенцев - оттуда же.
В каком-то смысле?

У вас очень странные представления об истории взаимоотношения русских и поляков. Про ваши религиоведческие представления и вовсе умолкаю...

Так что я ни в какую амбицию не ударялся. А вот сумбур увидел. При том сумбур, выдаваемый за некое подобие теории.
? Это вы странно пишете:)
Зачем-то спросили меня: "Кто мне навязывал православие?" - когда речь об истоках неприязни поляков и русских.
Никакого сумбура, я четко отвечаю. Может, не всегда развернуто, комментов длинных не люблю.
Вам все-таки нужно подучить историю того предмета, о котором вы с таким пылом пытаетесь рассуждать, да еще и выдавать это за некие теории, а то получится, как с Ягайлло, которого вы записали в поляки... :(((
--Не было антагонизма между славянами в дохристианскую эпоху.--
______________
Это с чего вы взяли? Грабили, насиловали, угоняли в рабство друг дружку, как все приличные народы.
Вообще-то, чтоб вы знали, до конца 15 века существовал единый русско-польский или польско-русский языковой континуум. Коли возьмете подробные карты Псковской и Новгородской областей, увидите названия, что вовсе не характерны для привычной русской топонимики, ("Нехотицко" и т.п.), но обычны для Мазовши и Подлясья.

Так что я даже не очень понимаю о каких народах в дохристианскую эпоху вы изволили написать.
Если вы это мне, то я ровно об этом и толкую: о славянском (и даже славяно-бальтийском) единстве ДО определенного времени, когда у одних окончательно установилось католичество, у других - восточное христианство. Ягайло то православие принимал, то католичество: немцы попрут - он католик, отхлынут - он православный (и чуточку язычник).
Ваши познания в Польской истории повергли меня в шок!!!

Польша крестилась при Мешке I в 966 году. И крестилась она ДО Великой схизмы, т.е. до того, как Римский патриархат отделился от полноты Православия.

А Владислав II Ягелло стал польским королем в 1386 году, вступив в брак с польской королевой (согласно польским законам королем) Евдокией (Ядвигой) Анжуйской. И вообще-то Ягайлло был литовцем, а не поляком, т.е. не был славянином. Вообще.
Позволю себе вступить в дискуссию и надеюсь что не вызову Вашего гнева.
Надобно отметить, что когда читаешь "повесть временных лет", то ляхи вполне выделяются в совсем отдельный народ уже тогда, в 12-13 веке. Они, конечно, не немцы, но заявлять о единстве языка, разве не будет преувеличением?

Что до Качинских, то пусть они растрижды для Польши полезны были, только русофобией от них за версту несло. Мнение мое сложилось просто от чтения новостей о них. Разумеется, оная русофобия происходила для Польской государственной полезности или других национальных соображений, то нам не ведомо. Очень возможно, что для поляков не было полезнее Качинских.
Как бы, у Джохара нашего Дудаева тоже русская жена была, теперь в Турции живет. Русская жена не является индульгенцией от русофобии, тем более что русскость есть вопрос внутреннего убеждения а не научного измерения точным циркулем.
Так. Для начала отделяем мух от котлет.

Вы, как и большинство людей смешиваете понятия самоосознания и языковой принадлежности.

Во времена ПВЛ вообще был один славянский язык, с некоторыми диалектными особенностями. Это первое.

Второе. Немцы.

"Немец" по-русски и "Niemiec" по-польски ничего иного и не означает, как "немой". Всякий человек, чья речь непонятна, является немым, т.е. по факту немым. Коммуникация с ним невозможна. И в русском и польском простонародном обиходе немцами до середины 19 века называли вообще ВСЕХ иностранцев, хотя по преимуществу это и были немцы в обычном понимании. Поляки русских никогда немцами не называли, как и русские поляков. Т.е. речь была понятна. А уж во времена ПВЛ и подавно.

Расхождения в языке начались в середине 15 - начале 16 века. Но если задасться целью и попытаться для себя восстановить эту самую языковую общность, то это можно сделать и сейчас.

Едите из Новгорода в Шимск. Делаете там остановку на два дня и начинаете движение по маршруту:

Шимск-Струги Красные-Псков-Остров-Опочка-Пустошка-Невель-Городок-Витебск-Шумилино-Ушачи... Далее на Молодечно-Лиду-Гродно. Наконец, окажитесь в Белостоке. На всем пути делайте остановки через каждые 40-50 км с ночевкою. У вас в итоге получится маршрут с гоньбою как в середине 19 века. Остановки делайте не в городах, а в деревнях, т.е. в местах, где сохранился народный говор. В результате сами не заметите, как с востока на запад будет меняться языковая среда, а вы при этом будете понимать, либо догадываться, о чем говорит собеседник. Я в конце 80-х проделал такой маршрут. Был впечатлен.

Это про языковое единство. Так что никакого преувеличения нету. Оно и сейчас присутствует, но не такое явное.

Теперь чуток истории

Когда начинают рассуждать про "ляхов", часто просто не понимают, что под этим имеется ввиду. Ляхи - обобщенное название славян живших по отношению к Руси за Подляшьем. Самым большим племенем этих славян, что и стали основой польского народа, были ПОЛЯНЕ. Иногда их называют западными полянами, но это отчасти для удобства, а отчасти от лукавства. В принципе, поляне и на Руси поляне. Нужно понимать, что заселение территории Руси славянами шло с Запада, собственно с территории современной Польши, так что в известном смысле все русские поляки. У нас с поляками и геном одинаков, но это к слову. Теперь смотрим на карту, на следы полян не только в Черниговской Руси, где их обычно локализуют, называя полянами восточными, но и на другие места. Вот город Полоцк под Витебском. Древний такой. Он что? Он в честь какого такого поля-то назван? Ведь вкруголя него сплошные болота и леса были. Т.е. поля нету, а город корень "поле" в названии имеет. Смотрим, где еще Полоцк есть. В Польше - Плоцк.

Точно так же и в Псковском крае следов полян полно. В сущности, псковичи тоже поляне, только почему-то их обозвали, как и жителей Полоцка, кривичами. Новгородцы отличаются, они словене. Они не цекают, не произносят твердого "ч" как псковичи и поляки. Но и в Новгородской земле куча топонимов, более свойственных Польше, нежели Руси. Особенно около Старой Руссы - тоже Нехотицко, Слобско, Липецко, Даже Ляховичи есть. И это древние поселения.

И еще. Не многие знают, что деревень, т.е. весей, на Руси довольно долго было. В основном это были города, т.е. населенные пункты, что так или иначе были огорожены, имели изгородь. Почему? Потому что славяне на Руси были пришлым народом, не будем кривить душой. Мы пришли в эти земли где-то в 7-8 веках. Пришли с территории современной Польши. Пришли двумя "языками" - северным и южным.

Северный язык - это псковичи и новгородцы. Южный язык - теперешняя Украина.

Если взглянуть на карту, то на территории Псковской и Новгородской областей крайне мало угро-финских топонимов. Я имею в виду не реки и озера, а населенные пункты, а вот в соседней Тверской области их изобилие. Почему? А потому, что Тверская земля стала осваиваться славянами где-то с начала 10 века. И тоже в форме городов.
По вышеизложенному полностью согласен, по каждому пункту.
Теперь про самоосознание, самоидентификацию.

В русских летописях полно описания того, как владимирцы воевали с Рязанью, а Новгород со Псковом. И никакой единой русской самоидентификации не существовало. Вообще, нельзя говорить о русскости или польскости до конца 15 века.

Вот этого многие и не понимают, клея мифы не пойми о чем.

Был единый путь из варяг в греки, что поначалу слепил Киевско-Новгородскую Русь. Потом путь этот превратился в северный путь русского зерна через Новгород. И все русское зерно, даже со слободской Украины везли в европы через Новгород, вотчинником которого был Великий князь Московский. Да, на Руси было единство веры, но мало кто ведает, что православные были и в Польше. В Мазовше есть православный приход, что существует без малого 500 лет. В Белостоке есть приход, которому уже за 500 лет. В Соколке есть церковь, приходу которой 500 лет.

Как Русь Новгородско-Киевская, а потом и Московская формировалась из разных племен, основу которых составили поляне, вокруг единого торгового пути, так и Польша формировалась вокруг тех же полян, но только торговый путь был по Висле.

Фишка именно в том, что и поляки поляне и русские поляне. Но возникновение двух государств и двух народов связано именно с экономикой. И этого часто и не понимают. Потому и существует феномен Белоруссии - этой переходной территории. Если Русь формировалась по пути Днепр-Ильмень, а потом и Волга-Ильмень, то Польша по Висле. А вот Белоруссия оказалась на отшибе и Вислы и Днепра, а уж тем более Волги. Но культурно и этнически Белоруссия все-таки Россия, как тут ни пляшут белорусские националисты.
Здесь по вышеизложенному согласен, добавлю лишь что на момент писания Повести Временных Лет, Русь как понятие была. Именно как совокупность земель и как народ. Отдельный от других. Что до междоусобных войн - конечно они были.
Не было к моменту написания ПВЛ народа-Руси. Была Русская земля. Потому Батый и пришел на Русь так легко, что единого народа еще не было.
Открыл ПВЛ:

В год 6406 (898). Шли угры мимо Киева ... И стали воевать с моравами и чехами. Был един
народ славянский: славяне, которые сидели по Дунаю, покоренные уграми, и
моравы, и чехи, и поляки, и поляне, которые теперь зовутся русь. Для них
ведь, моравов, первых созданы буквы, названные славянской грамотой; эта же
грамота и у русских, и у болгар дунайских.

papa_gen

January 29 2013, 04:15:10 UTC 6 years ago Edited:  January 29 2013, 04:17:32 UTC

И что? Что сие нам открываеть? Вот что тут Вы такого вычитали, кроме того, что поляне "теперь зовутся русь"? А? Это как-то означает, что словене, т.е. Новгородцы, от которых и пошел термин "Русь", считали себя единым народом с полянами киевскими? У них князь один был. А народом единым они себя не считали. Это так же очевидно, как и то, что Новегород стоит у истока Волхова.

И еще. В оригинале написано не "русских", но "руских", с одним "с". Удвоенное "с" - северный вариант написания. Что он означал фонетически, не ясно. Но город называется Русса испокон веков.

akhrissanov

January 29 2013, 04:23:30 UTC 6 years ago Edited:  January 29 2013, 04:23:48 UTC

Что я тут вычитал?:
1) Поляки отдельно от полян, которые теперь зовутся "русь".
2) ".. эта же грамота и у русских, и у .."

3) .. А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались
русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была
славянской. Полянами прозваны были потому, что сидели в поле, а язык был им
общий - славянский.
.. В год 6407 (899).

Но в общем, не могу не согласиться - идея общего славянского народа имеет место быть.

papa_gen

January 29 2013, 04:34:22 UTC 6 years ago Edited:  January 29 2013, 04:34:41 UTC

Да, таковая идея была, только Вам в ПВЛ правильно написали про славян. Про всех славян.

А что касается "руских" и "русских", то в оригинальном тексте написано "руский". Подчеркну. "РуСкий". С одной буквой "С". "РуССкий" писали только в Новгороде и Пскове. Даже в Москве писали "РуСкий".

И конечно, никакого единого русского самосознания у новгородцев и киевлян и в помине не было. Вот просто не было.

Другое дело, что двор Великого князя Новгородского и Киевского состоял преимущественно из уроженцев Новгорода. Это, да. Практически все варяги, что пришли в Киев, имели сродников во Пскове, Новгороде, Ладоге и Руссе. Тут и спору нету. В этом смысле они были одним народом с новгородцами. Но вот природные киевляне ничего общего с новгородцами не имели. Для них новгородцы были пришлыми. И киевляне часто бунтовали супротив новгородцев, требуя от князя посадить им своего. Вече и посадник, замечу, споначалу и в Киеве были.
Про всех славян там тоже писали.
И слово "рус(с)кие" там тоже фигуриривали, как единая сущность международных соглашений (из-за единого князя и единого государства, по крайней мере). Я бы не стал делать долгоиграющих выводов из формы написания, поскольку само происхождение слова является предметом споров.
Что до единого русского самосознания, то доказывать его наличие в 11-м веке по ПВЛ не возьмусь. Вот единое руское правление - это полегче доказать.
Трактовка ПВЛ вполне говорит что все правящие люди из варягов, не уточняя кто такие эти варяги кроме как "русы".

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали
сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у
них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе
князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам,
к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные
норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь,
словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет.
Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родам,
и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а
другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех
варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского
рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его
Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города
- тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах -
находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи,
в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми
властвовал Рюрик.

papa_gen

January 29 2013, 05:37:10 UTC 6 years ago Edited:  January 29 2013, 05:40:03 UTC

Споры относительно "Русских" существуют до тех пор, пока не съездишь в город Старая Русса, та что Русса, да не посмотришь там на реку Перерытица, которая также называется Порусьей или Руссой. Она действительно русого, т.е. рыжего цвету, от растворенного в ней железа. Пить эту воду можно, но лучше дать ей выстоятся. На перерыте можно собрать пену реки и из этой пены, при известной сноровке, можно получить то самое криничное железо. Даже гвоздь какой из него можно сковать.

Почему два "сс"? А вот на слух рушане свой город кличут так, что "с" несколько длиннее, чем в слове русый. Так что для новгородского уха "русский" действительно звучит чуть иначе, чем для других жителей России, что слово русский пишут по правилам, а не на слух.

Люди как-то не очень отдают себе отчет в том, что между Киевом и Новгородом были тысячи километров. И при том не по дорогам, которых не было, а по рекам. Автор ПВЛ просто никогда не видел Новгород, откуда в Киев нагрянули варяги. И в делах новгородской политики разбирался с большим трудом.

И еще. Цитат из ПВЛ не нужно, как не нужно употреблять применительно к ней слово "трактовка". Во-первых, автор ее такого слова-то и не знал, а во-вторых, там трактовки никакой нету. Он писал так, как видел, да так, как сумел уразуметь со слов других людей, да в погодных записях, что были до него. Никакой трактовки у него не было. В это смысле он был честным.
Трактовки думаете не было? Слова он не знал такого, но толковал о разных вещах. Я читал академическое издание ПВЛ с комментариями, там много спекулировали на тему мотивации отдельных толкований и пр.

О Руссе и Перерытице - интересно, спасибо.

А цитаты - это я более для красоты. Глаз радуют.
Вся фишка таких изданий в том, что они плод деятельности "сАвеЦких" историков. Точка. Если подготовить текст внятно еще как-то могли, то вот комментарии и все остальное...
И про Джохара я не совсем уловил вашу интенцию. Вам очень хочется найти различия между русскими и поляками, чтобы мы и дальше ругались?

И кто тогда больший русофоб? Вы или Александр Качинский? Получается, что Вы. Разве не так?

Еще раз: в сваре братьев, да еще и братьев-близнецов, прав тот, кто первый протягивает руку, даже если брат беснуется.

Так что Вы уж как-то поосторожней как с теоретической базою, так и с риторическими приемами.
Я к полякам отношусь с большой симпатией. Я, собственно, ко всем отношусь с большой симпатией пока меня в том или ином виде не начинают притеснять.
Разницы между русскими и поляками я особой не видел, вот плавал 5 лет с поляком-приятелем каждый вечер по одной дорожке в бассейне и трындел в хот-табе после этого и кроме похожести разницы не видел.
И вовсе я не хотел найти разниц.

Про Джохара я лишь отметил что наличие русской жены не дает оправданий в русофобии. Мало того, для публичного человека, не очень важно что он думает, гораздо важнее что он делает.
А Качинский таки да, бесновался.
И как Качинский лично Вас притеснял? Как он притеснял кого-либо из русских, живших в Польше или России?

Вам известно, что при Качинском в Белостокском, теперь Подляшском, воеводстве, где испокон веку живет много русских, стали преподавать на русском в ВУЗе, появились передачи на радио и ТВ на русском языке? В Супрасле при Качинском православным вернули Лавру, которую при социалистах под разными предлогами не отдавали, обещая в ней сделать то типографию, то этнографичный музеум.

И как он русских-то притеснял?

А уж приплетать к этому Джохара, да еще ставить Качинского на одну доску с ним...
Грешен, Качинского не знал и мое представление о нем строил на основании новостей доходящих до меня, как я сразу и сказал ( либо русско-украинского происхождения, либо англоязычного).

Джохара я конечно поставил для экстремального контрпримера про жену.

Ежели Качинский облегчил жизнь русских в Польше - спасибо ему.
У меня мать на Украине живет и сам я там вырос. Я на антирусскую пропаганду болезненно реагирую.
И какую антирусскую пропаганду Качинский устраивал? Вот мне просто любопытно. Нет, бредятину всякую он про Россию нес, но он никогда не опускался, как и его брат, до чего-то животного. Другое дело, что он человек был крайне эмоциональный, как и его брат.
Кстати, пока плавал в бассейне, вспомнилось. О Качинском и Дудаеве.
..
Совместно с братом Ярославом в 2001 году создал политическую партию «Право и справедливость». Через год победил на выборах мэра Варшавы. В качестве мэра Варшавы Лех Качиньский дважды запрещал проведение гей-парадов. В числе решений городской администрации под руководством Качиньского было переименование одной из варшавских площадей в площадь Джохара Дудаева.

И что? Что с того? Качинские известные фрики. Потому Польша и устала от них.
Ну и существвал и что? Любили друг дружку что ли из-за этого?
Т.е. поедом ели? Ровно так, как вы своих родственников?
А вы как читаете? У меня по-русски написано: "Женились друг на дружке, иногда воевали..."
Иногда = постоянно.
Т.е. у вас в семье постоянные скандалы?
Не очень правильно сравнивать внутрисемейные отношения с отношениями политическими. Всякие князья и прочие монархи, приходясь друг другу родственниками ближними и дальними, резались меж собой при этом, только в путь.
Вы за великих князей не рассуждайте. Вы мне просто скажите: вы со своими родственниками тоже режетесь только в путь? Не один нож уже, чай, поломали?
При чем тут родственники? Какой-нибудь древлянин для какого-нибудь полянина не был родственником, а был законной добычей.
А при том, что подобным образом мыслят только те, кто с детства не приучен жить в человеческом общежитии, и, сублимируя свои социопатические взгляды, пытается проецировать их на общественные отношения. Вам, батенька, историю подучить надо, а то несете, прости Господи, не знамо что.
Вы правы как всегда и Качинские были и есть польские националисты и приход таких верныхьсвоему народу людей не понравился современой европейской антиэлите ... приговор был исполнен "блестяще"!!!