Les Indes galantes (Галантные Индии), написанные Жаном-Филиппом Рамо (Jean-Philippe Rameau) - одно из величайших оперных произведений в истории мировой музыки. Кто видел ее на сцене, тот поймет, о чем я говорю. А это знаменитые "Дикари" (Les Sauvages) из нее. Но вообще-то, это надо видеть на театре. Специально дал два прочтения. Второе чуток дальше от оригинала, у Рамо темп. Но второе прочтение показывает, как все происходит на сцене. Это просто пышный спектакль. Пиршество духа! Самое удивительное, что у этой оперы фактически нет сюжета, а зрелище просто завораживающее. Это именно зрелище, действо.
Если же говорить о значении этой оперы в истории культуры и общественных взглядов, то нужно понимать, что с нее начался тот, как это принято теперь говорить, тренд, что привел к появлению "естественного человека" (L'Homme naturel) Руссо и новеллы "Простодушный" (L’Ingénu) Вольтера. Т.е. опера совсем не простая, философическая, сыгравшая выдающуюся роль в истории философии и общественных взглядов.
Музыкальные критики в год ее премьеры, а все три редакции были поставлены в один год, излили реки желчи на "Галантные Индии" за бессюжетность и несоблюдение принципа единства времени и места действия, а вот поди ж ты, это - одна из самых ставимых французских опер вообще. Т.е. во Франции она идет непрерывно. И всегда публика на нее ломится. Хореография балетной части, а это опера-балет, как ни крути, традиционна. Кто-то пытался ставить "современную" редакцию (в Тулузе в прошлом году поставили ее так, что там балет и певцы нагишом бегают), но это энтузиазма обычно не вызывает. Единственно, на чем экономят - на костюмах, декорациях и очень редко бывают подобия театральных машин. Не 18 век на дворе, короче.
К слову, музыка "Дикарей", не всей оперы, а именно "Дикарей" была написана Рамо изначально для клавесина и опубликована в его программном сборнике Nouvelles suites de pièces de clavecin в 1727 году, т.е. за 8 лет до первой премьеры третьей редакции "Галантных Индий".
Такая вот удивительная опера, что не только вошла в историю музыки, но и в историю философии.