papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Про "Собачье сердце". Филипп Филиппович Преображенский и доктор Борменталь



Узнал недавно презанятную вещь - самое читаемое произведение М.А. Булгакова ныне вовсе не "Мастер и Маргарита", не "Белая гвардия" или "Дни Турбиных" (у них общий сюжет, но в некоторых вещах они отличаются и значительно). Самое читаемое произведение Булгакова - "Собачье сердце".

Кто читает? Читает т.н. "обрадованный класс", как его счастливо обозвал как-то Юрий Гиренко. Их иногда еще называют креаклами, но это не совсем верно, ибо креаклы есть только часть "обрадованного класса".

Почему читает? Тут все понятно. Эти люди так или иначе ассоциируют себя с Филипп Филиппычем и доктором Борменталем. Вот, мол, как должен поступать настоящий интеллигентный человек с носителями "извечного русского хамства". В картине умерщвления Филипп Филиппычем и Борменталем Полиграфа они сублимируют свои желания, скажем прямо, достаточно низкого нравственного помола.

Между тем, суетливо присоседиваясь к Филипп Филиппычу и Борменталю, они делают одну большую ошибку - ни Преображенский, ни Борменталь к ним не принадлежат. Более того, очень вероятно, что при определенных условиях Преображенский и Борменталь обратили бы с превеликим удовольствием в собак или хомячков и наших "обрадованных".



Чтобы далее не поминать Борменталя, а сосредоточиться на фигуре Преображенского, скажу, что Борменталь не просто ассистент Филипп Филиппыча, он его своеобразный сын и наследник, т.е. Борменталь - Преображенский в следующем поколении. Он, конечно, отличается от своего "отца", но в целом продолжит филиппфилипповщину.

Кто такой Преображенский, и почему он может превратить представителей "обрадованного класса" в хомячков или собачек? Для этого нам нужно обратиться к другому произведению Булгакова, пьесе "Адам и Ева". Там есть такой персонаж как профессор Ефросимов. Тоже человек науки, подобный Филипп Филиппычу. И там он говорит весьма примечательные слова.

Ефросимов. Очень возможно, что это великая идея {Идея СССР}, но дело в том, что в мире есть люди с другой идеей, и идея их заключается в том, чтобы вас с вашей идеей уничтожить.
Адам. Ну, это мы посмотрим!
Ефросимов. Очень боюсь, что многим как раз посмотреть ничего не удастся! Все дело в старичках!..
Ева. Каких старичках?..
Ефросимов (таинственно). Чистенькие старички, в цилиндрах ходят... По сути дела, старичкам безразлична какая бы то ни было идея, за исключением одной - чтобы экономка вовремя подавала кофе. Они не привередливы!.. Один из них сидел, знаете ли, в лаборатории и занимался, не толкаемый ничем, кроме мальчишеской любознательности, чепухой: намешал в колбе разной дряни - вот вроде этого хлороформа, Адам Николаевич, серной кислоты и прочего - и стал подогревать, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Вышло из этого то, что не успел он допить свой кофе, как тысячи людей легли рядышком на полях... затем посинели как сливы, и затем их всех на грузовиках свезли в яму. А интереснее всего то, что они были молодые люди, Адам, и решительно не повинные ни в каких идеях. Я боюсь идей! Всякая из них хороша сама по себе, но лишь до того момента, пока старичок-профессор не вооружит ее технически. Вы - идею, а ученый в дополнение к ней - ...мышьяк!..


Преображенский именно этот старичок в цилиндре, что привык к тому, чтобы экономка вовремя подавала ему кофе. В принципе, монологи Преображенского именно об этом. Он занимается наукой ради науки. Он изобрел Полиграфа, а потом по сути его убил. Почему убил? Потому что Полиграф стал мешать ему жить. Полиграф стал мешать экономке вовремя подавать ему кофе.

Между прочим, Преображенский патриот. Об этом нигде у Булгакова не говорится, но то, с каким жаром он говорит о разрухе в головах, о калабуховском доме, вообще о порядках в стране, показывает нам, что все это у него на сердце. И даже то, что он не уехал из "этой страны", а остался в ней, поддерживая привычный для себя годами установленный порядок жизни, где экономка вовремя подает кофе, тоже говорит о многом. Ведь ему в принципе ничего не стоит съехать. При этом патриотизм Филипп Филипповича вовсе не думственный, не истеричный, это патриотизм комфорта, т.е. уюта и удобства. Ему уютно жить в "этой стране", пусть и лежащей сейчас в разрухе. Почему уютно? Да хотя бы потому, что он может говорить с людьми на своем родном языке, на языке, к которому он привык с детства. При этом он человек мира, вполне даже космополит, но он прикипел к "этой стране", и она его. Как его и калабуховский дом. Этот дом тоже часть его страны.

И нужно понимать, что он поступит с "обрадованным классом", коли тот начнет мешать ему жить, ровно так же, как поступил и с Полиграфом. При условии, конечно, что у Филипп Филиппыча будет эта смесь "разной дряни". Ну, а если такой колбочки у него не будет, то старичок в цилиндре просто съедет и от созданного им Полиграфа, и от "обрадованного класса", показанного, между прочим, в образе Швондера. Просто потому съедет, что это будет уже не его страна, а страна, где власть захватили пришедшие не понятно откуда швондеры.



Вот о Швондере и его потомках, широко представленных в том числе и в ЖЖ, поговорим дальше...
Tags: Книгочейское
Один вопрос: "олицетворяют себя с.." или "ассоциируют себя с.."?
Скорее ассоциируют. Сейчас поправлю. Все это слово вспомнить не мог. На языке вертелось, а вспомнить не мог.
Я вот чего скажу:
Сильно не хватает четко математически ( или юридически) определенных границ классов. Раз уж мы персонажей классифицировать начали.
Не у Вас в статье не хватает, а вообще не хватает.
Это превеликое заблуждение, что можно людей четко классифицировать. Те же т.н. "классы", как и "классовое сознание" сущий бред, коли вдуматься. Есть модели поведения, что присущи человеку, когда он в силу тех или иных обстоятельств попадает в ту или иную общественную страту.

Это, что касается т.н. "общественных классов". Есть и другие классификации. Например "обрадованный класс". Существует он в природе? Несомненно. У него и его членов есть общие признаки? Вне всякого сомнения. Существует в природе класс "старичков в цилиндрах, привыкших, чтобы экономка вовремя подавала кофе"? Такой класс безусловно есть.

Пересекаются ли как множества "обрадованный класс" и "старички в цилиндрах"? Вероятно, да, но только тогда, когда старички еще молоды, потом они рвут с "обрадованными" и либо стараются об этом досадном эпизоде своей биографии забыть, либо вспоминают об этом как о страшном сне. Есть, впрочем, и такие старички, что никогда не были в "обрадованном классе". Означает ли временное пребывание части старичков в "обрадованном классе", что старички рекрутируются из этого "обрадованного класса"? Ничуть. Тот же Борменталь хоть и был среди них, но не был с ними. Т.е. у классического представителя "обрадованного класса" нет шансов стать, кроме исключительных случаев, старичком.

Но проблема еще и в том, что человека невозможно терминировать. Каждый человек - Вселенная. Это часто забывают любители математической классификации. Каждый человек способен выкинуть фортель, что никак не может быть предсказан, коли наблюдать за ним даже долгий срок.
нельзя, но нужно. Без этого не только светлого будущего не построишь, но даже простой порядок в отделе кадров не заведешь. Мне когда-то попалась университетская бумажка ДСП, в которой объяснялось, кого следует считать служащим, а кого рабочим. Дело не маловажное при зачислении студентов. Ведь не каждый знает - стюардесса или там буфетчица - они из служащих или из рабочих. А от ответа может зависеть зачисление или не зачисление их сына в институт. Жаль, что копию я не сохранил - это была какая-то кафкианская фантазия. Кстати, насколько я помню, стюардесса - служащая, а буфетчица - рабочая.
Да, буфетчицы просто обязаны быть рабочими. Ведь только суровая представительница рабочего класса, нагло улыбаючись, способна обсчитать профессора математики на 2 копейки. Ведь она не просто так обсчитывает, она с классовых позиций обсчитывает. А когда профессор математики ловит представительницу рабочего класса, ведь он все-таки профессор математики, она начинает ор на весь буфет, на тему того, чтоб он подавился этими двумя копейками.
Ваше Сиятельство не совсем правильно меня поняли.
Невозможно каждого человека четко определить в ячею, ибо как он безграничен и все прочие дела.
Но можно и должно четко определить употребляемые понятия классов ( или общественных страт/ячей , если угодно) для того чтобы четко наделить их набором признаков.
В противном случае, мы начинаем употреблять понятия подразумевая каждый свое. И у нас не оказывается четкого базиса для дискуссии.
А их невозможно определить, т.е. терминировать. Вот юстиция, например, терминирует, т.е. криминализирует то или иное человеческое деяние, определяя при этом санкцию. Так же юстиция может и декриминализировать какое-либо деяние. Но она никак не классифицирует самих преступников.

Дело в том, что классы, партии, сообщества и т.п. применительно к людям сильно изменяются во времени. Дворянство времен Шарлеманя вовсе не то, что мы можем видеть во Франции в веке 15-м. У них разные ведущие признаки. Но это один и тот же класс людей.

Все же изменяется. А пытаясь терминализировать то или иное явление структур человеческого общества, мы неизбежно искажаем реальную картину. Мы терминализируем постериори, т.е. исходя из опыта, но свойства, что были присущи определенной группе людей еще вчера, завтра могут исчезнуть и более никогда не повториться. И самая большая тут пагуба в том, то изменение свойств не может быть предсказано из предыдущего опыта. Вот просто не может. Вы не можете вывести функцию, что позволяла бы делать такое предсказание. Вероятно, можно вывести такую функцию, что математически бы объясняла прошедшие явления, но она не будет работать для будущего.

Т.е. терминализировать в четких формулировках ту или иную социальную группу в принципе не возможно. Впрочем, это на практике и не нужно, ибо каждому из нас дана возможность определять это "на глазок", т.е. посредством ассоциаций, а не анализа.

Но самое интересное, что и это в принципе не нужно. Берем слесаря Васю. Работая "на дядю", слесарь Вася есть типичны представитель рабочего класса. Но вдруг слесарь Вася решит, что хватит горбатится, и откроет свое дело. Коли он не дурак, он быстро станет типичным представителем мелкой буржуазии. А коли у него есть задатки и дело поперло в гору, то вполне быстро слесарь Вася станет и акулой бизнеса. И во всех трех ситуациях это будет абсолютно тот же человек с любящей женой Клавой, что по вечерам жарит ему дежурную котлету.

И самое тут любопытное, что слесарь Вася будет обладать актуальными признаками той страты, в которой в то или иное время находится. Будучи наемным работником, он не будет обладать признаками рабочего 30-х или 50-х годов, он будет обладать признаками рабочего сегодняшних дней. Став мелким мироедом, он не будет обладать признаками мироеда конца 19-го века, он будет иметь актуальные признаки мироеда. И став акулой, он вовсе не будет подобен Рокфеллеру начала 20-го века, он будет теперешней акулой.
Ясно видеть, что жизнь течет и все меняется.
И тем не менее, Вы продолжаете говорить о "рабочем классе", "мироедах", "акулах", подразумевая что Вас поймут.
Значит: есть инвариантные по времени признаки описывающие данные категории.
А глазок у каждого свой, да. Без общих понятий трудно выйти на полное взаимное понимание.


Пьеса "Адам и Ева" - очень интересная, впервые вижу, что её вспоминают. А так, в основном, троица - "Мастер", "Сердце", "Турбины". Ещё, конечно, "Иван Васильевич", но больше как фильм.

papa_gen

June 15 2013, 07:39:09 UTC 6 years ago Edited:  June 15 2013, 07:40:36 UTC

У "Иван Васильича" вообще-то был вариант: "Блаженство", написанная за год до "Иван Васильевича".

Но мой пост совсем не об этом. Как и не о том, что из Булгакова читают.

Пост вообще-то, коли вы заметили, о том, почему чаще всего читают "Собачье сердце", а равно и о том, какие люди его в основном читают.
О! Золотые слова.

Добавлю, что дело которому посвятил себя Преображенский - омоложение посредством пересадки обезьянних яичников не добавляет ему симпатии. Оно скорее ближе к нанотехнологиям, чем даже к разработке горчичного газа.

Борменталь - прежде всего будущий ФФ, он повторит его с большой точностью, а изменения связанные с развитием в следующем поколении будут минимальными. Пока он пройдет всю цепь унижений в научном рабстве у "учителя", даже имеющиеся души высокие порывы будут задушены.
Примерно так. И старичкам в цилиндрах важно именно, чтобы экономка вовремя подавала кофе. Борменталь превосходно постигает эту довольно простую истину.

khrapachevsky

June 15 2013, 11:36:04 UTC 6 years ago Edited:  June 15 2013, 11:36:43 UTC

Ф.Ф. Преображенский вообще многоплановая фигура, там много смыслов МАБ заложил. Кстати кроме проф. Ефросимова есть у него еще аналог - проф. Персиков из "РОковых яиц". И он куда ближе к ФилипФилипычу - тоже изобрел изобретение, что чуть его самого не пожрало. Вместе со всей страной впридачу.
Так что еще один важный смысл есть в фигурах вышеуказанных профессоров - именно они изобретают шариковых и прочую нечисть, которая их же затем начинает кушать (в прямом и переносном смысле). Кстати современники отлично понимали это и поэтому интеллигенция на Булгакова сильно обижалась - т.е. на указание им того простого факта, что именно она ("прогрессивная интеллигенция") будила Герцена, тот Добролюбова и Чернышевского, которые затем звали Русь к топору и дозвались. Т.е. дозвались шариковых - "нате, кушайте его с кашей" (с) Собачье сердце.
Ефросимов, замечу, тоже изобрел то, что его самого чуть не угрохало. Вопрос не в этом. Вопрос в том, что ни Преображенский, ни Ефросимов не принадлежат к "обрадованному классу", той восторженной части интеллигенции, что будила Герцена и т.п. Интеллигенция, замечу, никакого Герцена не будила, это он ее будил из Лондона.

Филипп Филиппыч, как и Ефросимов, есть старички в цилиндрах, которым важно, чтобы экономка вовремя подавала кофе. Некоторые представители "обрадованного класса" тоже могут играть в такую игру, подобно тому, как они играют в англичанство, но дело в том, что Филипп Филиппович не играет. Для него важно, чтобы экономка вовремя подавала кофе. Это часть того миропорядка, к которому Преображенский привык. И это стеной отделяет Филипп Филипыча от "обрадованного класса", т.н. "интеллигенции". Он потому ее не уничтожает, что она ему пока не очень мешает, да и колбы с "хлороформом, соляной кислотой и прочей гадостью" у него нету. А так бы с удовольствием всех потравил. Даже просто в целях профилактики.

И Шарикова он создает вовсе не ради каких-то идей, а просто ради любопытства. Он старичок в цилиндре, ему просто любопытно увидеть, что из всего этого выйдет. Вышло в итоге плохо, и сыночек, а Шариков, как ни крути, своеобразный сын Преображенского, стал мешать экономке вовремя подавать кофе. И тогда Преображенский поступает ровно в стиле Тараса Бульбы: "Я тебя породил, я тебя и убью".

khrapachevsky

June 15 2013, 18:30:34 UTC 6 years ago Edited:  June 15 2013, 18:33:00 UTC

Понятно, что Герцен был раньше разночинцев-интеллигенции, я тут обобщенно взял ее - начиная с "дворянской интеллигенции" (термин советский, ну уж какой есть). Так вот Булгаков их не разделяет - он берет ее всю, и "обрадованную" часть, и тех кто были против, и тех, кто сменовеховцы (т.е. бывшие сначала из "освободительной борьбы", а потом ужаснувшиеся 1905 г. и перешедшие в "охранители"), и всех их изображает чохом в преображенском/борментале.
Вы прочтите дневник Борменталя - вот уж сколько там злой пародии на "освободительную" публицистику. Собственно поэтому образы получились столь объемными - там ВСЕ намешано, причем с динамикой изменений: весь путь показан, от "освободительной борьбы", выведения нового человека, осознания и ужаса от содеянного и до уничтожения созданного (тут, правда, Булгаков выдает желаемое за действительное).
Нет, там ничего не намешано. Преображенский и Борменталь не являются интеллигенцией в дореволюционном его понимании. Они вполне могли быть не учеными, а удачливыми адвокатами, финансовыми аферистами или промышленниками. Т.н. рынок идей им чужд. Главная идея - чтобы экономка вовремя приносила кофе, собственно ради этого они и труждаются.