papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Про мутовку



Оный предмет быта присутствует во всех культурах, что связаны с бовидами (т.е. коровами). Основное предназначение - получение сливок из молока, а из сливок или сметаны сливочного масла.

Есть еще маслобойки, но маслобойки бывали в хозяйствах, где было три и более коровы, а вот мутовка была в каждой семье.

Получение сливок и масла - основное назначение этого предка кухонного венчика и миксера. Собственно для приготовления сливок и масла этот предмет и возник. Пользовались им ровно так, как добывают огонь с помощью палочки - прокатывали меж ладонями.



Но фишка многих предметов быта состоит в том, что появившись для одного, они потом начинают использоваться и для других целей и даже чаще, чем для основной. В русской, польской, немецкой и французской деревнях мутовка для получения масла использовалась обычно осенью и рождественским постом, а равно вплоть до Масленицы (Карнавала) и то не каждый день. А вот для размешивания жидкого теста для тех же блинов круглогодично (блины вообще-то круглый год пекут, коли что, не только в Масленицу, голландцы очень любят блины со свежепросоленной селедкой).

Вот предмет и получил в русском именование от слова "муть". Мутовка - предмет, предназначенный для мути. Т.е. того, что делается из разведенной муки.

Изготавливалась мутовка из осевой части растений, где кольцеобразно, на одной высоте (уровне), располагается три и более ветвей. Потом уже в 19 веке в русской ботанике эта часть растений стала называться мутовкой.

И, конечно, меня несколько поразило утверждение, что представленная вчера мутовка - чухонская. Во-первых, я ее сам делал, а я вовсе не чухонец, а во-вторых, чухонцы с коровой познакомились благодаря индо-европейцам. С коровой, а равно и с мутовкою.

В Старой Руссе благодаря особенностям почвы хорошо сохраняются деревянные предметы. Вот старорусские мутовки из слоев XII - XIV вв.


Кликабельно

Тут нужно понимать, что Приильменье - древнейшая область расселения славян на Руси. Уже к началу IX века чухонцев, т.е. финно-угорских племен, там не было. Уже закончился период городов/городищ и начался период селищ, т.е. неогороженных стенами-частоколами населенных пунктов, и даже появились первые погосты, т.е. хутора. Т.е. территория была к IX веку полностью "замирена".

И "замирение" было довольно зверообразным. Не то, как оно проходило потом в Тверской земле. Пришли, понаставили городищ, т.е. населенных пунктов, защищенных частоколом, да по убивали всю чухну - наши предки были довольно решительны. Я не говорю о том хорошо или плохо поступали наши предки, я говорю о том, что наличный генетический материал, где у большинства жителей Новгородской земли нету намека на финно-угорские гены, иначе трактован быть не может.

Во Франции подобные самодельные мутовки (fouet), сделанные из мутовок дерева, распространены в сельской местности до сих пор. К мифическим "чухонцам" эти мутовки отношения не имеют. Мутовки у французов иногда достигают размеров циклопических и часто используются не только в домашнем маслобойстве, но и сыроварении.

Tags: die kunstkammer, Просвещая наставляй, Рассказы о словах
В поваренной книге издания 1908 года сливочное масло называется «чухонским» в отличие от топлёного масла, называемого в книге «русским». Отсюда и ассоциация с чухонцами. Книга была издана в Петербурге, издателем А.А.Каспари, а сливочное масло, да и молочные продукты вообще в Петербург поставляли как раз финны...
Ни мутовки, ни маслобойки в той книге не было. Точнее, упоминание о палке с сучками, длинно срезанными (какая-то такая формулировка), которую можно употребить для сбивания масла, там есть, но особого названия для неё нет. Описывается механическая маслобойка с парой лопаточек, приводимых во вращение рукояткой через угловую зубчатую передачу (весьма технически продвинутое приспособление — для того времени), и вскользь указано, что за неимением такой маслобойки можно отрубить вершинку у деревца, ошкурить его, обрубить сучья, оставив их при стволике достаточно длинными, и применить это дело для сбивания масла. Насколько я помню, было ещё упомянуто, что таким приспособлением пользуются крестьяне (ну, ясное дело, механическую маслобойку — не сепаратор — предлагалось выписывать из-за границы), но название «мутовка» не упоминалось. Для меня, честно говоря, мутовка — это нечто из ботаники: «каждый год ель увеличивает свой рост на одну мутовку» — было что-то такое то ли у Бианки, то ли у Пришвина... Впрочем, похоже, что в ботанику слово пришло как раз из крестьянского быта.
Вы меня простите, но вы знаете, что топленое масло вообще-то получается из обычного сливочного масла? Вот просто. Невозможно произвести топленое масло, не произведя вначале обычное. После взбивания масло топили. Это повышало процентное содержание жира, а равно и частично изменяло химическую структуру жирных кислот, делая их более стойким к порче (прогорканию). Масло и сыр - единственные до недавнего времени способы консервации молока.

А вы мне тут про какие-то поваренные книги, зубчатые передачи, а равно про Бианки и Пришвина.

Еще раз: наличие в бытовом инвентаре мутовки - признак того, что культура, связана с бовидами (коровами), с коровой финно-угры, "чузонцы" в вашей передачи, познакомились от индо-европейцев (варягов и славян), в генотипе жителей Новгородской земли нет следов "чухонских" генов, он практически тождественен ляшскому, т.е. полянскому генотипу.

И вопрос: из какой заграницы нужно было выписывать мутовку в 12 веке?

Выкиньте уже всю эту жуткую смесь из Бианки, угловой зубчатой передачи и поваренной книги из головы.

Я ясно указал, что мутовка использовалась и используется в хозяйстве, где меньше трех коров, ибо маслобойка по своей конструкции требует большего количества молока. А вот мутовка идеально подходит для сбивания сливок, а потом и масла из них с одной дойки от одной-двух-трех коров. Просто наливается молоко в кувшин и в нем мутовкой производится сепарация сливок, а потом и взбивание молока. Из КУВШИНА.

Маслобойка применялась в крупных хозяйствах для ТОВАРНОГО производства масла. Вот, как она выглядит:



Тут видно, что сливок сюда надо залить не менее 8 литров. А такое количество сливок можно было получить с одной дойки не менее 4-х коров. Т.е. в хозяйстве должно было быть не менее 4-х коров, чтобы использование такого агрегата было оправданным (часть масла, как и у современных миксеров, будет налипать на стенки, т.е. будет теряться).

Еще раз: мутовка для небольшого хозяйства и производства масла в основном для своего потребления. Масло - способ консервации молока.

И еще раз повторяю про ботанику. Слово "мутовка" связано с "мукой", т.е. продуктом переработки зерна. Разведенная в воде мука (тесто для блинов) - "муть". Наименование мутовкой части растений, где кольцеобразно, на одной высоте (уровне), располагается три и более ветвей пошло от предмета быта, что чаще использовался для приготовлении "мути", т.е. жидкого теста для блинов.
«Вы меня простите, но вы знаете, что топленое масло вообще-то получается из обычного сливочного масла? Вот просто. Невозможно произвести топленое масло, не произведя вначале обычное. После взбивания масло топили. Это повышало процентное содержание жира, а равно и частично изменяло химическую структуру жирных кислот, делая их более стойким к порче (прогорканию). Масло и сыр - единственные до недавнего времени способы консервации молока.»
Знаю. Сам перетапливал. Более того, мне даже известно, что топлёное масло в индийской кухне называется «гхи» или «ги», и в современных рецептах оно часто упоминается под этим названием.
Простое сливочное масло плохо хранится, так что если это способ консервации, то на короткое время. Для длительного хранения масло либо перетапливали, либо засаливали.

«А вы мне тут про какие-то поваренные книги, зубчатые передачи, а равно про Бианки и Пришвина.»
Ну, не понимаю, почему я не могу сослаться на те источники, откуда я взял информацию. Вы, кстати, не сказали ни слова, откуда ваша информация.

«Еще раз: наличие в бытовом инвентаре мутовки - признак того, что культура, связана с бовидами (коровами), с коровой финно-угры, "чузонцы" в вашей передачи, познакомились от индо-европейцев (варягов и славян), в генотипе жителей Новгородской земли нет следов "чухонских" генов, он практически тождественен ляшскому, т.е. полянскому генотипу.»
Ни в коем случае не возражаю против этого. И не высказывал ничего против. И вообще, писал несколько о другом времени и других местах. Слова «чухонцы», «чухонский» следует рассматривать только как цитату.

«И вопрос: из какой заграницы нужно было выписывать мутовку в 12 веке?
Выкиньте уже всю эту жуткую смесь из Бианки, угловой зубчатой передачи и поваренной книги из головы.»
Я писал не про 12, а про начало 20 века. Моя бабушка выписала маслобойку из Швеции — именно с угловой зубчатой передачей, я был маленьким, когда видел эту маслобойку в действии, но могу сказать, что там могло получиться около 100 граммов масла, и очень вкусного, кстати. В той «какой-то поваренной книге», кстати, есть рисунок с изображением именно такой маслобойки.
Тут гораздо интереснее то, что ваша палка с сучками благополучно дожила до 20 века, судя по упоминанию о ней в этой книге 1908 года. Кстати, в записках какого-то этнографа упоминается сбивалка для масла в виде палки, на конце которой просверлено поперёк её несколько отверстий, куда с усилием вставлены короткие палочки. Употребление — ровно такое же, как и у вашей мутовки.
И почему я должен «выкидывать уже всю эту жуткую смесь» из головы? Эта информация никак не противоречит вашей, скорее — дополняет.

«Я ясно указал, что мутовка использовалась и используется в хозяйстве, где меньше трех коров, ибо маслобойка по своей конструкции требует большего количества молока. А вот мутовка идеально подходит для сбивания сливок, а потом и масла из них с одной дойки от одной-двух-трех коров. »
Да не спорил я с этим, и не спорю. Просто упустил, что вы пишете именно о 12 веке, потому и написал о существовании в начале 20 века механических маслобоек для небольших хозяйств.

«Еще раз: мутовка для небольшого хозяйства и производства масла в основном для своего потребления. Масло - способ консервации молока.»
И опять я не вижу, где я спорил с этим. Более того, я как раз упомянул сепараторы, указав, что они не предназначались для небольшого хозяйства. Если это не прозвучало определённо — прошу прощения.

«И еще раз повторяю про ботанику. Слово "мутовка" связано с "мукой", т.е. продуктом переработки зерна. Разведенная в воде мука (тесто для блинов) - "муть". Наименование мутовкой части растений, где кольцеобразно, на одной высоте (уровне), располагается три и более ветвей пошло от предмета быта, что чаще использовался для приготовлении "мути", т.е. жидкого теста для блинов.»
И снова — я не спорил и не спорю с этим. Происхождение слова «мутовка» применительно к ботанике мне было известно, с вами я совершенно согласен. Просто для меня, сугубого горожанина, мутовка как предмет быта — вещь более, чем редкая, а вот мутовка у растений — да, известно такое. И само это слово я впервые прочитал именно у Бианки и Пришвина, почему и вспомнил о них. Узнать это слово где-либо в другом месте было бы для меня просто невозможно.

papa_gen

July 27 2013, 09:54:01 UTC 6 years ago Edited:  July 27 2013, 09:54:18 UTC

Вы не взяли информации, вы некритически ее восприняли.

Слово чухонцы - этноним финнов и финно-угорского населения Ижорской земли. Почему нетопленое несоленое сливочное масло называлось в Питере и в книге Молоховец "чухонским" объяснено тут: http://papa-gen.livejournal.com/2294431.html
Почему — некритически? Вполне критически, просто мне следовало оговорить прямо, что речь идёт именно о Питере и его окрестностях.
Молоховец я читал, конечно, но конкретно о «чухонском» и «русском» масле я впервые прочитал в книге «Друг хозяйки» авторства Софии Ивановны Воскресенской, изданной в Петербурге издательством А.А.Каспари. Общий смысл тот же, что и в вашем посте, на который вы дали ссылку. Ну, и плюс ещё упоминаются те самые механические маслобойки на небольшое хозяйство — с картинкой даже, и ещё — говорится о том, что при неимении подобной маслобойки масло можно сбить тем самым приспособлением, которое у вас названо мутовкой, но у Воскресенской такого слова нет. Более того, я даже упомянул о том, почему чухонское масло названо чухонским, правда, вскользь, поскольку полагал эти сведения общеизвестными (тут можно было бы процитировать Пушкина...)
Кстати, вспомнил, что в какой-то книге упоминалось приспособление для очистки рыбьей икры от плёнок в виде двух лучинок, связанных крест-накрест. И помнится мне, что там упоминалось при этом слово «мутовка», но где, в какой книге — не могу вспомнить, увы.
Вы очень резко восприняли упоминание о чухонцах, настолько резко, что я решил, что задел этим вас лично. Собственно, все, написанное мной, объяснимо тем, что я пытался дать понять, что не имел в виду ничего обидного, тем более, что и сам отчасти сродни им, и я пытался понять, за что же мне следует приносить извинения. Тем более, что всегда читал ваши записи с огромным удовольствием, даже повторил несколько блюд, описанных вами.

papa_gen

July 27 2013, 12:34:24 UTC 6 years ago Edited:  July 27 2013, 12:47:18 UTC

Эти сведения даже во времена Пушкина не были общеизвестными Пушкин знал чухонцев. Да. Но "чухонское" масло ему ведомо не было, ибо в своих поместьях он его едал без всякого посредства чухонцев.

Еще раз: речь идет не о поваренных книгах второй половины 19 века, адресованных среднему классу в основном Петербурга и издававшихся в Петербурге, а о предмете, имеющем историю более, чем в 8 тысяч лет. И о том, как этот предмет назван и почему.

Еще раз: если в первом случае вы выдали свое ощущение про "чухонскую" мутовку, основываясь на некритическом прочтении старинной поваренной книги, то сейчас вы, закусив поводья, несетесь вскачь флуда, размахивая Бианки, Пришвиным, а теперь и Пушкиным.

Вы меня лично никак не задели, просто я хочу донести до вас ту простую истину, что слово "мутовка" появилось именно так, и не имеет никакого отношения к Бианки, Пришвину и совету выписать механическую маслобойку из-за границы. Вы улавливаете разницу?

Мы говорим о предмете с многотысячелетней историей, а вы пытаетесь рассказать, как узнали об использовании переносного значения этого слова в ботанике, а сам предмет возвести к "чкхонцам". Еще раз: в Москве, Новгороде, Пскове, Смоленске, Твери, Ярославле, Владимире не было: чухонцев, чухонского масла, а обычные мутовки выглядели именно так, как та самая мутовка, что вы обозвали маслобойкой.

Я просто хочу точности в понимании того, что я пишу. И мне в данном случае Бианки не интересен.

Просто, вы попытайтесь чуток остыть и посмотреть на все это со стороны. Вам дают совершенно простую, банальную информацию, но вы, найдя в ней что-то свое, близкое по духу, переживаниям детства и прочим причинам, устраиваете рассказ не пойми о чем, постепенно нагромождая Бианки на заморские маслобойки, потом Пришвина, потом чухонцев, а уж в конце и НашеВсе.

На самом деле это и есть основная проблема в семиотике, с чем сталкивается в работе каждый следователь ежедневно: люди читают, слышат и видят не то, что они читали, видели и слышали, а то, что они готовы были читать, видеть и слышать. И требуется куча труда, чтобы все-таки выудить у них ту информацию, которую они прочитали, услышали или увидели. Ведь они ею владеют, но уложили так, что ничего толком не поймешь.

Вот вы так и останетесь в убеждении, что "мутовка" - термин ботаники, а не термин, обозначающий уонкретный предмет быта. И вы так и будете считать себя правым, рассуждая, что вся Россия знала про "чухонское" масло, хотя это не так. А на меня вы обиду поимеете.
Да, я вас не понял. Я полагал, что добавить нечто к сказанному — не грех, ибо интересно. По крайней мере к вашему посту о чухонском масле уже есть комментарий, в котором сказано, что это — интересно. Я невнимательно прочитал задание, где действительно было сказано, что речь идёт именно о некоем бытовом предмете, и не понял, что надо НАЗВАТЬ ПРЕДМЕТ, сказать СЛОВО, а я понял так, что надо сказать, для чего оно применяется. Да, тут я неправ. Признаю.
Я увидел предмет, коим сбивают масло. Подобный предмет, известный мне, носил название «маслобойка», почему я и назвал эту мутовку маслобойкой. Слово «мутовка» как-то не всплыло у меня в мозгах, хотя я его знал.

«Просто, вы попытайтесь чуток остыть и посмотреть на все это со стороны. Вам дают совершенно простую, банальную информацию, но вы, найдя в ней что-то свое, близкое по духу, переживаниям детства и прочим причинам, устраиваете рассказ не пойми о чем, постепенно нагромождая Бианки на заморские маслобойки, потом Пришвина, потом чухонцев, а уж в конце и НашеВсе.»
Полагаю, это возможно отнести и к вам. Я вам пытаюсь объяснить причины того, почему я ошибся и не вспомнил такое конкретное слово, а вы упорно стараетесь наказать меня за уклонение от слова «мутовка». Хотя тут вы, наверное, правы в том, что уходить в сторону не следует. Другой вопрос — что для меня это вовсе не уклонение в сторону, не флуд, это всё связано с основной темой.
Кстати, любой человек, живший в Петербурге, не мог не знать о существовании чухонского масла, кроме, разве что, императорского двора и подобных ему вельмож. (Тут я хотел было ввернуть воспоминания венгерского художника Zicsi, но ведь и это может оказаться лишним).

«На самом деле это и есть основная проблема в семиотике, с чем сталкивается в работе каждый следователь ежедневно: люди читают, слышат и видят не то, что они читали, видели и слышали, а то, что они готовы были читать, видеть и слышать. И требуется куча труда, чтобы все-таки выудить у них ту информацию, которую они прочитали, услышали или увидели. Ведь они ею владеют, но уложили так, что ничего толком не поймешь.»
Вот я мог бы сказать о вас ровно то же самое. Но вы всё же смогли сформулировать, что я у вас не смог понять, в чём был неправ. А вот я, похоже, так и не сумел донести до вас, что ваша мутовка интересна мне как часть чего-то целого, и потому я и бросаюсь из стороны в сторону.

«Вот вы так и останетесь в убеждении, что "мутовка" - термин ботаники, а не термин, обозначающий уонкретный предмет быта. И вы так и будете считать себя правым, рассуждая, что вся Россия знала про "чухонское" масло, хотя это не так. А на меня вы обиду поимеете.»
Вы здесь повинны ровно в том же грехе, который приписываете мне: вы отвечаете на то, о чём я не говорил. Я вовсе не утверждал, что «мутовка» — термин лишь ботаники, я всего лишь сказал, что это для меня в первую очередь — ботанический термин, и лишь во вторую — предмет быта, поскольку в моём быту такого предмета, как мутовка не было. Рубель со скалкой — были, угольный утюг, которым надо было размахивать, чтобы он разгорелся — был, а вот мутовки не было. И то, что вы написали про мутовку и блины и прочее — было мне очень интересно, то есть, я об этих вещах знал и раньше, но информация была, говоря вашими словами, уложена так, что ничего толком не поймёшь, а вы всё разложили аккуратно и тщательно. То же самое про всю Россию, которая якобы знала про это грешное масло. Я вовсе этого не говорил и не подразумевал даже. Другой вопрос, что мне следовало бы это оговорить прямо, но я решил, что само слово «чухонцы» уже укажет на регион и наложит некие ограничения. Ну, что же, был неправ. Mea culpa. Обиды на вас не имею, да и не могу иметь уже потому, что вы не посылаете меня в пешее эротическое путешествие, а наоборот, стараетесь объяснить мне, в чём я неправ. И я вам за это благодарен, вполне серьёзно.
Надеюсь, вы будете писать ещё, и задавать такие же загадки. Потому что пишете вы весьма интересно. Ну, а я, со своей стороны, постараюсь понимать вас буквальнее, что ли, и не демострировать тот поток сознания, который вызван ассоциативными связями с темой, заданной вами.
Когда вы говорите про "любого человека, живущего в Петербурге", вы забываете про тех людей, что прекрасно знали, что нетопленое, несоленое сливочное масло вовсе не есть продукт исключительно чухонцев. Таких в Петербурге было больше половины. Исключение составляли люди, что практически безвыездно жили в Питере, т.е. то, что мы теперь называем средним классом.

Тот же Пушкин прекрасно знал, что это вовсе не чухонское масло, а вполне обычное деревенское, не потому что он был вельможей, а потому что живал у себя в древнях, где это масло ему сбивали обычные русские бабы, а вовсе не чухонские.

А вот Молоховец, гражданка, замечу весьма ограниченная, да, была тем самым питерским "средним классом" той поры. И хотя родилась она в Архангельске, где обычного масло было вдоволь, но, переехав в детстве в Питер так ужилась в нем, что это масло только "чухонским" и называла.

Это, кстати, объясняет механизм местных наименований неких общих феноменов.
С вашего позволения, отвечу.
Да, о том, что нетоплёное несливочное масло не есть продукт исключительно финский я знаю и я об этом упомянул (о том, что есть исключения), просто не стал углубляться в это дело.
Любой вельможа (а под этим именем я подразумеваю в данном случае помещика, владеющего крепостными и потому получавшего это самое масло из своих деревень) безусловно знал про это деревенское масло, и для этого ему даже не требовалось живать там, в своих имениях. Но если запас подходил к концу, то его повар уже покупал масло именно у финнов.
Доказательство тому, хотя и косвенное — записки венгерского художника Zichy Mihály (Михая Зичи) и книга французского писателя Теофиля Готье о путешествии его в Петербург и в Москву. Оба они упоминали о том самом масле, хотя и вскользь. Оба они были приняты в весьма аристократических кругах, отнюдь не принадлежавших к среднему классу.
Что же до среднего класса — ну, у вас — Молоховец, у меня — Воскресенская. Молоховец я, если честно, не удосужился прочитать подробно, смотрел только рецепты, а вот Воскресенскую читал с интересом. Кстати, у неё тоже можно найти перлы, не уступающие молоховецким «если в доме ничего нет, спуститесь в погреб и возьмите телячью голову». Впрочем, есть такое мнение, что на самом деле Елена Молоховец такого не писала, а известная фраза принадлежит какой-то подражательнице её. Могу поверить, поскольку Воскресенская пишет о том, что квартира средней руки должна включать — и далее следует перечисление пяти или шести комнат «не считая комнаты для прислуги, поскольку крайне нежелательно, чтобы кухарка жила на кухне». И если судить по предлагаемым раскладкам расходов на месяц, книга действительно предназначалась очень даже среднему классу. В известной степени, она дублирует книгу Молоховец. И «чухонское масло», равно как и «русское» — других названий у неё нет. Так что «чухонское масло» это нечто очень устойчивое и общепринятое (разумеется, в некоторых определённых кругах).
Кстати, вспомнил, что у меня есть ещё «Деньщик за повара. Поваренная книга для военных». Издана в 1914 году, и опять же в Петербурге. Предназначена она для офицеров и их жён, и ясно, что это тот же самый средний класс. Там тоже «масло коровье, сливочное и сметанное (чухонское)» и «масло коровье топлёное (русское)». Так что это наименование хотя и местное, но весьма общепринятое.
Любой русский крестьянин, пришедший в Питер на заработки, а вовсе не вельможа, знал, что никакого особливого "чухонского" сливочного масла не существует в природе. Конечно, при условии, что у него дома была своя корова.

И крепостных, что ишачили на "вельмож" вы напрасно помянули. Да и не могли эти крестьяне поставлять своим хозяевам несоленое и нетопленое сливочное масло из своих деревень. По двум причинам. Во-первых, летом не могли, потому что оно просто не доехало - сгоркло бы. А во-вторых, потому, что и не нужно было - большинство вельмож с третьей недели Великого поста и до середины ноября жило в своих деревнях, где спокойно вкушало сливочное масло в месте его производства. А отъезжая обычно запас масла брали с собой. Где-то до Крещения его хватало.

Еще раз. Основными покупателями "чухонского" сливочного масла в Питере был средний класс. А называла его "чухонским" очень узкая прослойка питерского населения, полностью оторванная от земли.

И давайте уже закроем тему поминания Феофилоф Готье и малопонятных мадьярских маляров, занесенных жаждой денег в Россию, чьи воспоминания вы тут приводите. Это уже выродилось в пустой флуд.
Другими словами, вы утверждаете, что «Основными покупателями "чухонского" сливочного масла в Питере был средний класс.»
Против этого не возражаю, более того, согласен с этим.
«А называла его "чухонским" очень узкая прослойка питерского населения, полностью оторванная от земли.»
Я с этим не согласен, но вы не желаете рассматривать мои доказательства, объявляя их флудом. Я привожу, точнее, пытаюсь привести свидетельства людей, никак не относящихся к «узкой прослойке питерского населения» и т.д., но вы не желаете их принимать и отзываетесь о них... ладно...
«На том стою и не могу иначе!» — позиция знакомая и кое в чём даже заслуживающая уважения. Тем более, что этот спор в самом деле уполз незаметным образом от изначального предмета, так что его в самом деле имеет смысл прекратить волевым усилием.
Вы вообще никаких свидетельств не привели, коли что. Вы пустились в рассуждения про Пушкина, потом пришили какого-то мадьярского маляра и француза Феофила, потом еще что-то. Вы просто не хотите взять в толк ту простую истину, что если человек знает, что такой продукт делается везде, он его будет вычленять только в том случае, если он, этот продукт, обладает совсем особыми свойствами.

Вот изобретенное Николаем Верещагиным масло, всюду в мире именовалось петербургским, а в Питере верещагинским. Мы теперь его именуем вологодским. Почему? Потому что технология изготовления позволяло производить непрогоркаемое долгое время нетопленое сливочное масло с определенным, ореховым, вкусом.

Технология для того времени революционная - выгонка масла напрямую из сливок посредством высокой температуры.

А любимое вами "сухонское"масло, которым вы мне силитесь плешь проесть, ничем во вкусовом плане не отличалось от масла, что делали по всей России. Его достоинство было только в том, что оно производилось под Питером, а часто и Питере в Коломне и на Охте. Т.е. его не нужно было везти издалека, а потому оно было свежим, т.е. непрогокшим.

Какие тут еще вопросы? Какие тут еще Феофилы, вельможи и мадьярские маляры? К чему весь этот водопад?

"Чухонское" масло производилось в месте его потребления. Точка. Что дальше? Различие на "чухонское" и топленое масло было только у людей с ограниченным кругозором, типа Молоховец (она еще титан духа, ее читательницы так и вовсе были круглыми дурами). Какие еще сложности? Что я должен понять?

Я должен понять, что русский крестьянин не знал, что такое обычное сливочное масло? Я должен понять, что русский офицер и его жена не знали, что обычное масло может быть и не чухонским? Русский купец, живущий в Питере, не знал про обычное масло?

Что за пустая суета с привлечением Готье? Уже вторые сутки вы занимаетесь какими-то упражнениями то с Пришвиным и Бианки, теперь с Готье. К чему?
Безумно интересно. Ничего этого не знал.
Большое спасибо.