papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Пахать надо до поту, а не языком трепать!



Лев Толстой. Дневник.

10 августа. 1889. Ясная Поляна.

Утро читал. В обед поехал пахать и пахал до поздней ночи. Очень устал.
Tags: die kunstkammer
А всё-таки (ч)удак был Лев Николаевич. Вроде гриновского капитана Грея, который на паруснике катался для собственного развлечения (ну, иногда там жирафов перевозил или сандаловое дерево какое-нибудь) и презирал других моряков, кои обычные грузы перевозят, "скучно молчащие в трюмах". Так и граф - пахал ради собственного развлечения, а не ради добычи хлеба насущного. Не знаю, но по-моему, это есть некое неуважение к простым трудягам.

papa_gen

August 11 2013, 12:35:30 UTC 6 years ago Edited:  August 11 2013, 12:35:58 UTC

Ну, положим, многие баре умели пахать (графы Воронцовы и графы Каменские). Некоторые даже умели доить коров и сбивать масло (в роду Энгельгардтов это умение было очень распространено). Верещагины тоже умели сбивать масло, а знаменитое вологодское масло до революции называлось Верещагинским. Это чисто практические умения, прививаемые еще с детства. Цель умения хорошо пахать была простая - барин должен был понимать, дурит его крестьянин или нет. Т.е. хороший, справный барин должен был уметь определять по виду, хорошо вспахали пашню или в возке провезти хотели. Так что никакого чудачества и не было.

Но, конечно, никто из больших бар это свое умение старался на показ не выставлять. Один из графов Воронцовых любил пахать, так у него было небольшое поле, предназначенное для этой потехи, которое было скрыто от постороннего глазу.
Ну, положим, офицер обязан уметь то же, что и рядовой - и даже лучше. Тем более барин, хозяйство блюдущий - с практической точки зрения. Но Лев Николаич, как мне кажется, придавал этому некое сакральное значение - "Вот я, граф, снизошёл, так сказать, опростился, сломал свою гордыню..." М.б., я и ошибаюсь?
В стране, где половина помещиков и даже очень богатых умела пахать, это не было чем-то выдающимся. Другое дело, что Лев Николаевич работал не на эту публику и не на крестьян. Он работал на т.н. интеллигенцию, что пахать не умела. А некоторые так оторвались от земли, что, живя в СПб,, обычное нетопленое масло называли "чухонским" (они просто привыкли, что такое масло в Питере продают чухонские молочные бабы). Так что помещики над Львом Николаевичем похихикивали, ибо знали, что он дурит публику. Ну, так он же адресовывался не к высшему сословию, его покупателями (покупательницами) были экзальтированные дамочки с передовыми взглядами. Вот на них это впечатление производило - граф и пашет!
Пашем, пашем... на ниве народного здравоохранения.