В Минском повяте Мазовецкого воеводства Польши находится деревня (весь) Калач (Kołacz). Деревня была славна калачами, что пекли на продажу путникам, следующим из Аршавы в Москву и обратно, а равно какой-то уж совсем страхолюдной по размерам фабрикацией сливочного масла (топленого, а зимой обычного). Из этой деревни русские помещики из числа Смоленской шляхты (по крови поляки, а по самосознанию русские) сманивали крестьян, а особливо крестьянок для постановки маслобойства в Смоленской губернии - на Смоленщине рожь и пшеница родятся плохо. Дело не в агротехнике, а в почве. Хорошо родятся только мягкие сорта, что идут на корм скоту, еще из них т.н. "пушной" хлеб можно печь. Потому крестьяне на Смоленщине "промышляли".
Итогом сманивания стало то, что в 19 веке около половины топленого сливочного масла, потребляемого в Питере, производилось на Смоленщине. А вторым итогом было то, что Смоленщина была основным поставщиком говядины в Питер (говядина - отход молочного и маслобойного производства: старые коровы, бычки, телки сверх меры). Третьим итогом этого было то, что скот гнали через Старую Руссу, где появились скотобойни и кожевенные мастерские (кожа - побочный продукт любой бойни). В Старой Руссе кожемяки труждались на Минином конце, спуская свои отходы в искусственно образованную в свое время шведами старицу Руссы (Порусья), рекомою Малашкою.
Когда Ф.М. Достоевский завел себе дом в Старой Руссе, фабрикация кож привела к тому, что Малашка своими миазмами стала отравлять всю округу. Даже появились идеи засыпать ее нафиг, тем более, что как раз открылась внезапно марциальнось местных вод.
Но Малашку таки не засыпали. А вот город Старая Русса появился в "Братьях Карамазовых" в образе Скотопригоньевска, а речка Малашка в образе речки Смердящей. К слову мост, вернее, мосток, через Малашку, описанный Федором Михайловичем, благополучно существует до сих пор. И еще. От дома Достоевского до этого мостка чуть больше ста метров. Я сам шагомером мерил.
И да. Достоевский там дом купил вовсе не потому, что там марциальность вод вскрылась. Просто Старая Русса тогда, да и теперь, замечу, была комфортна для проживания именно в силу занятия населения вполне доходными занятиями. Это привело к наплыву публики из Питера, которая и стала воевать с кожемяками и скотобойнями. В итоге публика победила. К концу 1870-х кожевенная фабрикация в Старой Руссе исчезла.
Это к вопросу о том, как связана деревня мазуриков с русской литературой.
Теперь про Колизей. Калач (в польском варианте Kołacz), колесо, около, околица, польское "koło" (круг) и Colosseum (дословно: "круглый") имеют в основе один корень: "colo" (круг).
Такие вот дела. А ведь и не подумаешь как связаны меж собою "Братья Карамазовы" и Колизей. Такие вот бывают колоссальные вещи, коли не отмахиваться от привычно-обыденного, а взглянуть на него свежим взглядом.
Между прочим, и про Колизей, и про деревню Калач, и про фабрикацию масла на Смоленщине, и про Старую Руссу, она же Скотопригоньевск, я сейчас сообщаю довольно банальные вещи.