Офицер Корпуса инженеров путей сообщения времен Александра II
Еще одна иллюстрация, почему выпускники Института инженеров путей сообщений не хотели служить на линии, а стремились на стройки.
Младшим выпускным чином института был поручик. Человек в таком звании обычно ставился на простейшую операцию - отсыпку насыпи. Так вот он в год имел "сверхдолжного дохода" аж в 5 тысяч рублей. Напомню, что полицейский участковый пристав в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Варшаве и некоторых других крупных городах Империи имел приварку примерно столько же, а это подполковник.
Как вдруг поручик и такую деньгу имел? А вот главная часть была т.н. "благодарственные деньги". На отсыпку насыпи нужны были мужики с подводами и лошадьми. Так вот, на строительстве Московско-Варшавской железной дороги у поручика под началом было от 120 до 150 таких мужиков. Всех их нанимали как подрядчиков, не как рабочих, а как подрядчиков, т.е. исполнителей работ. Мужик мог сам работать, а мог и нанять людей со стороны.
За одну подводу с лошадью извозный подрядчик при исполнении урока получал 30 рублей в месяц (это очень большие деньги для крестьянина по тем временам). Никак не больше и не меньше. Твердая такса. Кроме того он получал корм для лошади (выдавали кормовую рожь, которую мужики с прибытком меняли на овес) и деньгу на ремонт телеги (3 рубля). И того мужик имел в месяц около 40 рублей денег на руки. Твердых. Многие мужики-подрядчики с этого дела поднялись и обзавелись потом своим делом. Т.е. для них такие работы были благом, особенно, коли учитывать, что в Смоленской губернии хлеб родился плохо.
И каждый такой подрядчик каждый месяц отдавал начальнику, т.е. этому самому поручику по ДВА рубля. Всего. За продление подряда. Еще учетчику рубль, чтобы правильно ездки считал. И больше никаких поборов сверх того. А теперь считайте, сколько будет рубликов со 120 таких подрядчиков? 240 рубликов в месяц. Без малого 3 тысячи рублей в год. Ни на одной линейной должности, соответствующей его званию, поручик Корпуса инженеров путей сообщения таких денег бы не видал.
Остальная деньга добиралась на разнице между справочными ценами и ценами закупки. Иногда даже и не мухлевали, а просто указывали реальную экономию и получали свой процент с нее, но чаще все-таки мухлевали.
И еще. Абсолютно такая же ситуация была во Франции и Германии. Абсолютно. В Провансе до сих пор много домов, построенных во времена железнодорожного бума инженерами. У этих домов даже есть одна общая особенность - как правило наличествует фик-фокистая терраса с литыми чугунными колоннами.