papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Войнович "Претендент на престол"



Прочитал во второй раз "Претендент на престол" Войновича. Для меня это показатель качественной книги. Есть хорошие места. Даже крепкие. Но в целом книга вторична и без "Чонкина" воспринимается плохо. Она просто продолжение. А так быть не должно. Самостоятельный роман должен читаться как самостоятельный роман. Как у Бальзака. У него каждый роман - вещь самостоятельная, хотя всюду сквозные персонажи. И по сравнению с "Чонкиным" книга вялая. Да и юмор с сатирою не торт, коли сравнивать с "Чонкиным". Почти не смеялся. Несколько раз ухмыльнулся и все.

В общем, третий раз ее читать не буду. Нет уже интереса. Но не то... Неглубокий талант у Войновича. В первой книге фактически все выложил. Не Жванецкий в общем и целом.

Хотя удачные места и есть, но только места.
Tags: Книгочейское
Чего-то я и самого Чонкина не читала... Упущение.

Deleted comment

Да нет там никакой особой злобы. Ничего он не выдумал. И типажи довольно узнаваемые. Я сам видел прокурорского работника, что, правда, не до, а после войны служил в Луге, и тоже напивался, а потом кричал на домашних, что он палач и убийца и делает все это ради них.

Просто он перегнул палку. Юморист или сатирик не должен договаривать, иначе убивается сама суть смешного. Недосказанность одна из частей смешного. Толстой справедливо упрекал Салтыкова, что тот в большей части своих произведений договаривает. Но у Салтыкова все искупается превосходным вкусным слогом, стилем. Салтыкова вкусно читать, даже те произведения, где договариванием убит смех. Но у Войновича слог не тот. Ради слога его читать не будешь. А он в "Претенденте" все убил договариванием.

Либо пиши роман в стиле Солженицына, либо убирай договорки.
Чонкин тоже книга спорная. Я читал сокращённый вариант в "Юности" - и смеялся в голос. Но потом купил Чонкина в "авторской редакции" и был разочарован. Длинноты убивают юмор на корню.
Войновичу нужен хороший редактор.