papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Об адекватности восприятия. Римский пир (симпозиум)


Римский натюрморт

Современный человек с большим трудом адекватно понимает ту культуру, что лежит в основе нашей современной культуры - культуру Рима. Вот берем совсем небольшой феномен - симпозиум, т.е. частный пир, часто попойка дружков-приятелей в доме зажиточного человека. Нет, напиться римлянин мог в куче фастфудных тошниловок, но, чтобы напиться красиво, нужно было знаться с человеком, у которого есть кухня.

Почему? А потому что большинство жителей Рима не имели возможности готовить пищу дома. Они жили в многоэтажных (до пяти этажей) многоквартирных домах. И владельцы домов во избежания пожара строго на строго запрещали готовить пищу дома, а потому фастфуд в Риме был развит необычайно. Потому очень смешны сказки о том, как появилась пицца. Пицца в Риме существовала еще при Марии и Сулле, как и шаверма. Шаверма тоже римское изобретение. Брали питу, т.е. род квасного тонкого хлеба в виде лепешки, что-то типа лаваша, и использовали ее в виде тарелки. Если едок поедал ее сразу, то ему выдавали что-то наподобие шавермы, если брал к себе домой, то сверху посыпали сыром, чтобы скрепить продукт. Дома эти самые питы-пиццы римлянин разогревал на жаровне (это не был род буржуйки, это были жаровни с разогретыми камнями, которые приносили служители дома квартирантам) или на особом выступе на полу (если жил на первых двух этажах и обогревался централизовано от труб в полу, по которым шел дым из общей домовой печи).

Так что особых кулинарных изысков на повседневном столе рядового римлянина и не было - готовить было негде. Но были дни, когда люди таки ели нормальную пищу, а не фастфуд. Обычно это были поминальные тризны. Устраивались они на могилах родственников. Сама готовка обеда уже была жертвой. Вспомните, в русском языке есть слово жрец, а в славянском принесение жертвы обозначается как "пожрать жертву". Жрецы именно что пожирали, поедали ту часть жертвы, что не была предана всесожжению. И они именно ее жрали, ибо жертвенное нужно было употребить в тот день, когда была принесена жертва, ибо оставшееся есть святыня и не должна быть подвержена порче. Т.е. желудки у жрецов должны были быть крепкие.


Мозаичный натюрморт с черепом из триклиния, помещения для пирушек, в Помпеях (I в. н.э.)

Так вот. Само приготовление пищи у могилы предков уже было актом жертвы. Лемуры и лары вкушали дым и запах. Впрочем, часть пищи либо сжигалась, либо (вино) проливалась на землю, либо (хлеб и т.п.) оставлялось возле могил. У римлян вообще всякая готовка пищи, кроме выпечки хлеба, воспринималась как некий род жертвы преимущественно умершим родственникам.


Изображение скелета или черепа было обязательным атрибутом римского триклиния - места проведения симпозиумов

Были еще пиры, что устраивали те римляне, у которых в доме были кухни, т.е. люди с избытками и излишками. Пиры эти назывались симпозиумами, т.е. совместным возлежанием. Пиры эти также были посвящены ларам и лемурам хозяина. Т.е. устраивая такой пир, он отдавал честь своим предкам, ублажал их. Обязательно сжигали что-то мясное. Обязательно проливали вино на пол, и обязательно присутствовал обряд выноса скелета или черепа во время самого пира. Часто череп изображался на стене пиршественной залы на одном из натюрмортов (натюрморты в Риме были очень реалистичны). Вынос черепа или скелета не только демонстрировал, что пир идет во имя умерших и их лучшей доли, но также показывал пирующим тщетность жизни (Vanitas)

К обычаю выноса скелета и изображению черепа восходит и тип натюрморта, возникшего в эпоху раннего Возрождения, Vanitas.



Это не эстетизация смерти, как думают дамочки, любящие порассуждать о том, что весь мир театр, это напоминание пирующим, что земные блага не вечны, бренны. Кстати, знаменитый монолог Шекспира "Весь мир театр" есть стихотворное рассуждение на тему Vanitas. Маски бесполезны, ибо Хронос растопчет своим неумолимым шагом не только дамочек с этими самыми масками, но и владык мира.

У Пушкина Мефистофель тоже произносит монолог на тему Vanitas, что завершается словами: "И всех вас гроб, зевая, ждет". Так что те, кто с милой улыбочкой начинают рассуждать на тему "Весь мир театр" просто не совсем понимают, о чем идет речь.


Часто римские серебряные кубки украшались изображением скелетов

Были ли у римлян пиры, не связанные с поминанием умерших? Были. Во-первых, свадебный стол. Потом были пиры в честь тех или иных праздников, что были связаны с богами. Были победные пиры. Были пиры после сбора урожая. В пирах в честь богов главными блюдами были блюда мясные. Это понятно - жертва. Но вот на свадьбах, праздниках сбора урожая и на пирах в честь побед главными блюдами были хлеб и фрукты. Между прочим, у славян, что произошли с италиками от одного народа-предка, так же главным блюдом на свадебном столе был хлеб - калач.

Впрочем, в честь побед жертвы тоже приносили. Жертвы Марсу. Но остатки этих жертв никто, конечно, не ел, ибо это были человеческие жертвоприношения - перед пиром удушали предводителей побежденного врага. Их обычно вели в триумфальном шествии, если победитель получал триумф, отдельно.

Кстати, распятие на кресте тоже было человеческим жертвоприношением - жертвоприношением темным подземным богам. На могиле распятого не полагалось проводить жертву, т.е. поминальный пир, ибо считалось, что он лишился души.


Помпеи, мозаика из триклиния. Надпись на греческом: "Gnothi seauton" (Помни о себе)

Если говорить серьезно, римлянин жил постоянно с ощущением того, что смерть за углом. Призыв "Memento mori!" был призывом именно Рима, а не более позднего времени.

Римлянин, конечно, стремился психологически избавится от пиршества как элемента погребального культа. Потому были часты попойки в харчевнях. Но они осуждались осуждались обществом. Нет, харчевни никто не закрывал, иначе людям просто негде было столоваться, но зажиточный плебей мог вполне вылететь из своей трибы, коли шибко часто ходил пить в харчевню.

Вот попойки в лупанариях, публичных домах, как и само посещение этих заведений, не приветствовалось, но и не осуждалось. Лупанарий как бы был частью оргиастического культа, опять-таки связанного с культом предков, а потому посещение их, особенно неженатыми римлянами, не считалось попранием морали. А вот буйная гульба приятелей-собутыльников в харчевне осуждалась.



Кто-то удивится: "Как так, публичный дом, как элемент погребального культа?" А вот так. Самые древние захоронения Рима покрыты такими фресками, что их очень редко публикуют. Не всегда, но очень часто, римский погребальный обычай завершался танцами особых танцовщиц, с которыми потом прямо у одра покойника участники погребения совершали половые акты. Этот обычай известен давно. Танец живота, если кто не знает, есть часть погребального ритуала.

Вообще вакханалии в Риме, как и в Греции дионисии и таинства орфиков, связаны были именно с загробным миром. И разгул похоти на них обозначал противостояние жизни неумолимому Хроносу. Потому изображение вакхических шествий был чуть ли не главным сюжетом на римских саркофагах и вазах для праха.
Tags: die kunstkammer, Просвещая наставляй