papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Про иконостасы

Уже надоело слушать прА "исключительно православный обычай" ставить в храмах иконостасы. Сегодня одна искусствоведческая дама компостировала мне полчаса мозгИ на эту тему. Пришлось ее с фотографическими карточками возвращать к действительности.

Во-первых, иконостас не есть обязательный атрибут православного храма. В Греции полно приходских церквей и довольно больших и довольно древних, где никогда не было иконостаса. Потому и не было, что это приходской храм, а не епископская кафедра, т.е. собор. А во-вторых, во многих католических соборах, особенно романских и готических такожде есть иконостасы. Именно в соборах, т.е. в храме, где постоянно служит епископ, и где находится его кафедра, т.е. епископский трон. Такие соборы у нас еще называют "кафедральными", но это масло масленое. Иконостасы сохранились и в некоторых англиканских соборах, что были когда-то католическими.

Вообще, все иконостасы восходят к алтарной преграде, предназначенной для того, чтобы отделить народ от священнослужителей, дабы при большом стечении народа не произошло какой заминки в службе. В Святой Софии в Константинополе Юстиниан повелел устроить алтарную преграду высокой и каменной, разместив на ней мозаичные иконы. Поскольку Св. София была кафедрой Константинопольского патриарха, моду переняли вначале другие патриархи, а потом и епископы. Так и появился иконостас.

На Востоке на нем преимущественно размещали иконы, а на Западе не только иконы, но и скульптуры святых, часто расписанные. На православном Востоке тоже есть скульптурные иконостасы, но мало. Они не прижились в силу иконоборческих споров. Замечу, что во время Реформации на Западе больше всего пострадали именно скульптурные иконостасы. Хотя разницы между плоской иконой и иконой круглой (скульптурой) с богословской точки зрения никакой. И то и другое только лишь икона (образ). Все чинопоследования перед плоской иконой применимы и к скульптуре и наоборот. Но толпа как-то активней проводила параллели между скульптурной иконой и кумиром, истуканом, что неверно.

Ниже даю фотографии иконостаса из собора в Рипоне (Англия). Собор древний. Начат строительством аж в 7 веке, закончен в середине 15 века. Иконостас во время Реформации уцелел чудом. Иконостас 15 века, относится к т.н. "пламенеющей" готике. Фотокарточки кликабельны.










Алтарная часть храма (за иконостасом)
Tags: die kunstkammer, Просвещая наставляй
Позволю заметить вашему степенству, что означенный аглицкий храм не имеет каноничного иконостаса вовсе.
Из фотографических карточек следует, что храм разделен на две части, простолюдинную и аристократическую. И там и там лавки. Алтарь же, видимый вдали типичный западный открытой.
И ещё. Слева должно быть изображение Богородицы, хошь скульптурное, хошь богомазами изображенное. Так нет!
Почитайте Языкову, чтоли. Хороая тётка.
http://azbyka.ru/tserkov/ikona/yazykova_icon_01g-all.shtml

papa_gen

December 6 2013, 21:17:18 UTC 5 years ago Edited:  December 6 2013, 21:25:44 UTC

Позволю себе заметить, что т.н. иконостасный чин сформировался на Востоке к середине 9 века, а на Западе он и вовсе не выработался. Преграда и преграда. И в Книге Правил нигде не описан "канонический" иконостасный чин. Так что само слово "канонический" не применимо к иконостасу. Я знаю несколько иконостасов православных храмов, где вовсе нет т.н. дьяконских дверей. Выходы происходят из дьяконских дверей боковых пределов, а то и вовсе через пономарку. Эти иконостасы некаконичны?

Так что никакой "обязки" по размещению изображений на иконостасе в принципе нет. Есть традиция Востока, нигде формально не закрепленная, а есть традиция Запада.

И про то, кто находится в алтаре. У нас, а равно и у греков за службою в Алтаре порой целые толпы стоят. И это обычай древний. Очень древний.

Так что давайте уже не будем измысливать лишние смыслы. Староверы доизмысливались. Все закончилось скопчеством, трясунами и духоборами, а в конечном итоге тем, что основная масса русских, служившиз в ЧК и НКВД были из староверов.

Жизнь она куда проще и сложнее.

И не нужно тут давать ссылки на сторонние ресурсы, тем более на теток. Не нужно нам теток. Вообще.

И еще. Тетка ваша глаголет о русской иконе и русской традиции, я же говорю об общеправославной традиции, где иконостас не является обязательной частью храма (чем древнее приходской храм в Греции, тем менее вероятно встретить в нем иконостас), а равно и об обычае устроения иконостасов в соборах Запада. Умейте все-таки правильно читать.

Не нужно локальные особенности, пусть и такой большой Церкви как наша, переносить на всю полноту Православия и навязывать его другим как некий непонятный канон. Канон, повторяю, измысленный, т.е. не существующий в общем пространстве Православия, а существующий преимущественно в виде традиции.
Вам вставать рано. Да и мне. Екатерина царская девица. Однакож полный аналог вашему рипонскому собору усматриваю в Троицкой лаврской трапезной церкви. Да и в Новодевичьем зимнем храме.
А староверы - это русская Реформация. Они и не такого измысливали.
Зы. Про НКВД это из Солженицына??
Полный аналог есть еще в Соборе Парижской Богоматери. :)))

Про НКВД и ЧК не из Солженицына. Вовсе. Он тоже про это писал. Но все началось еще в 18 году.
А знаете, в любом сельском храме есть зимняя часть, иначе трапезная, невысокая, и летний храм. И часто между ними есть свой "иконостас". Я даже сдвижные двери, подобие шкафов-купе встречал в деревянных храмах архангельских.
Вот насчет канона не соглашусь. И безшабашное никониянство не пользует нимало.

papa_gen

December 7 2013, 00:23:44 UTC 5 years ago Edited:  December 7 2013, 01:37:17 UTC

Вы можете соглашаться или не соглашаться, но канона относительно иконостаса нет. Есть благочестивая традиция. Не более того. В православных храмах Кении принято играть на барабанах и плясать после причастия. Это - благочестивая традиция. Сзывают же прихожан на службу не колоколом или еще каким тимпаном, а звуком местной трубы.


Митрополит Макарий пляшет со своими пасомыми

Православный Патриарх Александрии и Папа Африки, приезжая в Кению с архипастырскими визитами, тоже пляшет после Литургии. И митрополит местный тоже пляшет и на барабанах наяривает. У меня фотокарточка есть. Но коли они такое отчебучат в Александрии, то местные греки и православные египтяне их не очень поймут.

Тем не менее, кенийцы от своих благочестивых обычаев не перестают быть православными, как и греки с египтянами. Просто, в разных землях, даже одного патриархата есть несколько традиций внешнего выражения благочестия.

Канон же, правило, есть общее для всех поместных Церквей. Без изъятия. Так что давайте уже не будем выдумывать самопальные каноны, а потом истошно навязывать их другим.

И да. В Русской Церкви служат даже Литургии медиоланским чином - раз в две недели в соборе Иоанна Предтечи в Лондоне служат такие Литургии. Еще раз: в соборе св. Иоанна Предтечи (РПЦ) служат мессы. А вы тут про какой-то липовый канон иконостаса рассусоли развели.

И, конечно, никонианство может быть только безбашенным, ибо другого варианта борьбы со староверским расколом и быть не может. И, конечно, староверие никакая не реформация, оно - изуверство чистой воды. Случай, когда внешнее, обряд полностью подавляет искреннюю веру, а равно и ее внешние проявления. Все, как и у иудеев, сводится к скрупулезному соблюдению обряда и абсолютно отриневаются слова Спасителя: "Милости хочу, а не жертвы!"
Иногда эллинский ум изумляет. В греческих храмах бывало, есть три престола, и трое Царских врат. И ни каких иных способов попасть в алтарь. Оказалось, царские врата боковых приделов служат обыкновенно как диаконские!
Изображения ( иконы) и скульптуры имеют огромную разницу. Если Вы этого не понимаете, то и говорить не о чем.

papa_gen

December 7 2013, 00:06:58 UTC 5 years ago Edited:  December 7 2013, 00:44:47 UTC

Простите, но это вы не понимаете, а потому вам тут лучше помолчать. Это как с роком и Толстым. Не понимаете, так и не говорите, а если говорите, то только от себя. В Греции существует минимум 5 храмов со скульптурными иконостасами. И это храмы старинные. Весь вопрос именно в вас, что вы неспособны воспринимать скульптуру, как образ (икону), в вас просыпается нечто, что при виде скульптуры будит в вас искушения. Искушает вас не скульптура, а тот, кто шепчет вам не пойми что.

Меньше аффектации, аффектация есть прямой путь к прелести.

Вы можете говорить только от себя. О своем восприятии Толстого, о своем отношении к английскому року, о своем восприятии круглой скульптуры в православных храмах. Только о своем, но свои взгляды вы не имеете права навязывать другим.

Толстой был анафемой. Английский рок - сборище подонков и негодяев. Круглая скульптура присутствует в православных храмах именно как иконы давным давно.

Вот вам характерный пример. Икона Святителя Николая Мирликийского (иконографический тип "Никола Можайский"). Тип не был отринут и при Святейшем Никоне и сохранился до сих пор. Т.е. такие иконы до сих пор режут из дерева, камня, отливают из металла. Расписывают, освящают, ставят в храмах.









Есть и греческий подобный иконографический тип



Но чувствую, что все это бесполезно вам объяснять. Вы уперлись. Анафема Толстой для вас отец родной, от английских подонков вы приходите в восторг, а круглую икону вы просто не в состоянии воспринимать как икону. Но самое плохое, что вы пытаетесь навязать свое частное мнение другим.
А Вы заражены латинским духом. Не меньшая прелесть.
Нет, дорогой мой, как бы вам этого не хотелось. Для меня латиняне раскольники. А вот вы постепенно впадаете в изуверство, т.е. в извращенную веру. Веру, где вы очень снисходительны к себе любимому, а вот на других пытаетесь возлагать бремена, что и два верблюда не уволокут. Так что не нужно навешивать на меня того, что мне не свойственно. Мы все не без греха, но вот вы встали на путь совсем нехороший. Говорю прямо.
Вот хоть убейте меня, деятель, украшающий храм статуями, есть латинянин скрытый, пусть он это даже отрицает. Из духа латинского следует именно скульптурность, а из православия - икона. А то, что были в истории исключения для той и другой стороны, не затемняет для меня существа вопроса. У латинян - статуи, орган, 10-минутная месса, сидя на лавочках, бритый патриарх и многое другое, что Вы и так знаете. В этом и есть существо католицизма. Не я это придумал, не я установил. Так что зря Вы меня изувером...

papa_gen

December 7 2013, 11:12:19 UTC 5 years ago Edited:  December 7 2013, 13:17:49 UTC

Во-первых, вас никто убивать не собирается. А во-вторых, как быть с иконографическим типом Николы Можайского? И еще. Храмы не украшают даже плоскими иконами и фресками. Краса, красявость тут совершенно никаким боком.

А на счет круглых икон, т.е. статуй... Запомните уже, что по гречески слово "Икона" не означает ничего иного как "Изображение". А изображение бывает плоское и круглое. Просто вам лично удобно так считать. Вам выгодно держать человека на крючке, чтобы предъявлять ему претензии, выставляя себя в белом на арене.

И про 10-ти минутные мессы рассмешили. Я как-то раз присутствовал на православной литургии, что отслужили за 20 минут, сократив из нее то, что не входило в древний канон. Отслужили не в видах поставить рекорд, а просто человек помирал, нужно было причастить, а запасные дары кончились. Вот и отслужили. Или скажете, что в такой литургии нет благодати?

И на Соловках, когда там был лагерь, служили литургии за 10 минут. Что, тоже недействительные? Ась? Вы уж, знаете, когда что-то такое говорите или пишите, вначале думайте. Весь евхаристический канон с чтением Апостола и Евангелия, произнесением Символа Веры, Отче наш и молитвы эпиклезы укладывается меньше, чем в 10 минут. Это - литургический костяк Бескровной Жертвы, все остальное - прибавление дабы настроит человека на встречу с Царем Славы и Господом Господствующих.

И лавочки - практически во всех храмах Греции есть лавочки. И они были тогда, когда еще Русь крещена не была. Так что меньше рассусоливайте про лавочки. Бог не в натуженных с раздутыми венами тромбофлебитных ногах, Бог в сердце человеческом.

И про бритых патриархов еще более смешной пассаж. На Юге, в той же Греции или Италии жарко. Так что бритье бороды является чаще всего гигиенической процедурой. Как врач, вы просто обязаны знать основы санитарии и гигиены.

Так что меньше укрывательств за "не я это придумал". Изуверы обычно с этого и начинают. И я уже читаю эти слова, написанные вами, не первый раз. Вы избрали для себя типичную позицию изувера - я беленький, потому что не я это придумал, а вы все в том самом и обязаны слушать, что я вам несу.

Для себя любимого у вас оправдание всегда есть, для ближних его у вас нету. У вас к ближним претензии.

Задумайтесь и одумайтесь. Вы катитесь по скользкому пути, в основе которого лежит злоба к окружающим вас. Не знаю и знать не хочу причин этой злобы, но она очень сильно чувствуется в некоторых ваших постах и комментах. Нет мира в сердце вашем. Вот, что плохо. И вместо поиска мира, вы пытаетесь выплеснуть свою злобу.

Вы совсем забыли слова дивного святого Русской Церкви Серафима Саровского: "Стяжи дух мирен, и тысячи вкруг тебя спасутся".


Древнейший иконографический тип Спасителя есть "Пастырь добрый". И был он именно скульптурным. Тут мы видим одну из древнейших икон (4-5 век по Р.Х).