Про Иоганна Мельхиора Мольтера у нас знают крайне мало. Его произведения практически не исполняются. Меду тем, в европах это один из самых исполняемых композиторов эпохи барокко. Это не удивительно, ибо его концерты для кларнета стали переворотом в музыке. Тихий капельмейстер графа Баден-Дурлахского взорвал ими музыку.
Первое, что он сделал - разделил произведения на периоды. До него такого не было. Мелодика представлялась в виде кометы: тема-ядро и длинный импровизационный шлейф. Второе — это деление на оркестровую и сольную экспозиции (т.н. "двойная экспозиция"). Эта находка Мольтера была усвоена Моцартом, Гайдном и Сальери. Последний ее посильно развил, и она стала неотъемлемой частью изобретенного Сальери романтического стиля.
И, конечно, характер его начальных тем — энергетически насыщенные и краткие. Это активно использовал потом Гайдн в первых элементах главных партий.
И да, теорию музЫки ему преподавал сам великий Телеманн. Но Мольтера стоит слушать не только потому, что его музыка занимает какое-то там место в истории развития композиторской мысли, и не потому, что она "ученая", а просто потому, что она ХОРОША. Вот часами можно слушать и не приедается.