Unico Willem Reichsgraf van Wassenaer Obdam
Музыка эпохи барокко изобильна дилетантами, чья композиторская слава гремела по всей Европе. Т.е. это не были любители, участники самодеятельности некоей, просто они не жили с доходов от музыки, либо эти доходы составляли такую часть их прибытков, что они спокойно могли не обращать на них внимание. Но компонистами и исполнителями они были настоящими. Альбинони так вообще прославился как скрипичный виртуоз. Ему даже пришлось давать уроки детям таких же венецианских воротил, как и он. А иначе приличное общество могло неправильно понять и посчитать, что главный венецианский фабрикант игральных карт и хозяин бумажной фабрики много о себе возомнил.
К Алессандро Марчелло, правда, никто с идеями поучить детишек музыке не приставал. Как-то странно отдать своего сынка или дочку в обучению человеку, что командует крепостями-тюрьмами на истринском побережье. Зато к его брату Бенедетто с этой идеей лезли вовсю. Но он успешно отбивался, ссылаясь на занятость как сенатора Венеции.
В этом ряду имперский граф Унико Виллем фан (фон) Вассенаер (1692 - 1766) достаточно типичен. Совсем не типично другое. Он не гонялся за музыкальной славой. Вообще. Ему было достаточно славы военного и дипломата. Но людям его музыка нравилась. Они ее переписывали, рассылали по городам Германии. В Австрию высылали, в Италию и Францию. В результате его музыка была даже очень известна. Вот только авторство чаще всего скрывалось за первыми буквами имени. И все. В итоге дело дошло до того, что музыку Вассенаера стали приписывать в основном Джованни Перголези (Вассенаер писал в итальянской манере). И только в 1980 году в библиотеке дворца в Твикле голландский музыковед Альфред Дуннинг обнаружил собственноручные черновики музыкальных произведений Вассенаера.
Но самое смешное даже не в этом. Дело в том, что его гармонические концерты оказали большое влияние на творчество сыновей Баха. Т.е. имени его не знали, но след в истории музыки он оставил. Ну, а потом и сам нашелся. Такой вот удивительный композитор.
Предлагаемая запись - самая первая запись гармонических концертов после достоверного установления его авторства. Запись была произведена в августе 1984 года в Монреале ансамблем I Musici de Montréal под руководством Юлия Туровского.
Кто не помнит Юлия Туровского, скажу, что в 1978 году был большой скандальез: во время гастролей в Канаду Юлий Туровский и его жена Элеонора попросили там политическое убежище. У нас тогда вся пресса бесновалась, в подробностях расписывая, как коварные империалисты охмурили наивных советских музыкантов, что помрут в Канаде в итоге от нищеты и тоски по родине. Но Туровский не умер в нищете, а создал там ансамбль I Musici de Montréal, составив тем самым музыкальную славу Канаде. Еще он был участником знаменитого трио Бородина. В общем, посильно реализовал себя так, как в СССР не смог бы.