Талер-медаль, выбитый в честь первого путешествия Петра Алексеевича в Европу, 1697 год
Этот талер довольно распространен. Причина проста - его выбили из русского серебра для Великого русского посольства. Этими талерами посольство расплачивалось на местах. Монета по сплаву, весу и размерам ничем не отличалась от обычного талера, что ходил тогда по Европе (били его преимущественно в Германии, в каждом княжестве, имевшем монетную привилегию, били свой, но все были по сплаву, весу и угловым размерам одинаковы).
Монета также несла пропагандистскую миссию. Расползшись по всей Европе и даже забредя в Америку (серебряный доллар тоже талер), она рассказывала всем, что есть такая страна Россия, а в ней царь-государь.
И не нужно думать, что такая монета-медаль что-то особо редкостное. Нужно понимать, что медаль, особенно наградная, произошла от монеты. И так было даже еще в 19 веке и вначале 20-го - большинство наградных медалей били так, чтобы по весу и сплаву они равнялись местной монете - в Германии марке, в Англии монеты били, конечно, не в фунт весом, но обычно это был шиллинг, в России били наградные медали сплавом и весом в рубль.
Бывали и золотые медали-монеты. Венецианская республика практиковала такой способ поощрения граждан: выбивала серию монет-медалей в честь особо отличившихся. Монеты были в золоте и серебре. Т.е. цехин и талер. В честь венецианского патриция Алессандро Марчелло тоже выбили. Не в уважение его заслуг композитора, но в уважение его военной службы республике. Но эта серия монет оказалась одной из самых больших именно потому, что люди хотели иметь медаль с портретом знаменитого композитора. Дело в том, что большинство монетных дворов Европы чеканило монеты либо из золота и серебра суверена (в данном случае Венецианской республики), что шли на текущие бюджетные выплаты, либо "по требованию" - любой желающий мог принести металл и обычно за 2% от веса принесенного золота или серебра получить требуемое число монет, при этом можно было выбирать штампы (это бесплатно). В итоге венецианский монетный двор за год использовал четыре полных комплекта штампов для монеты-медали в честь Алессандро Марчелло.
Сам же патриций навязал из этих монет цельное монисто на атласных лентах и ходил, одевши его, важно по городу, позванивая. Люди видели человека, увешанного золотыми медалями с собственной парсуною, и понимали, что человек-то непростой.