papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Про судьбинушку исполнителя "там"


Дитер Клекер

В нашей стране существует превратное представление, что жизнь исполнителя мирового уровня "там" усеяна розами без шипов. Отчасти это так, но только отчасти. Вот дирижеры, например, встают в очередь, чтобы встать за пульт известных оркестров или театров. Тот же Леонард Бернстайн стоял в очереди несколько лет, пока на год попал за пульт Венской филармонии. Рикардо Мутти тоже отмечался на перекличках, номерки себе на ладошке химическим карандашом записывал.. Вот Марису Янсонсу подвезло - тот, кто отмечался, приболел, и Мариса Арвидовича вне очереди из Санкт-Петербурха спешно в Вену позвали. Там он за год показался, и его вновь вдругорядь позвали, а это редко с кем бывает. С ним было. Но тут везение.

А хороший контракт для дирижера - это, пардон, такая пошлая вещь как деньги. Денюжка всем нужна. Даже Рикардо Мутти и Леонарду Бернстайну.

Или исполнители-виртуозы. Они очень сильно зависят от звукозаписывающих лейблов. Одно дело, когда это уважающие труд и талант человека голландцы из Филиппс (они, кстати, лейбл прикрыли, а права на записи продали) и совсем иное немцы из Граммофона или того хуже японцы. Ну, немцы, еще таки люди, а вот японцы - человеки-роботы. И они из исполнителя за свои деньги, что ему платят, пот-то выжмут. Одним из пунктов обычно идет гастрольное промо-турне выходящего диска. Это не человек с чесом едет, это он по обязке едет. Нет, он, конечно, гонорарии за такое турне получает по полной, тут его не обманывают, т.е. в итоге получается, что с диска он имеет меньше, чем с турне, но ехать он обязан.

А есть такие люди, что имеют, представьте, свои интересы в жизни. И это не какие-нибудь затворники-гики типа Гульда, Ван Кляйберна или Скота Росса, это нормальные люди с нормальной психикой. Уважаемые члены общества, даже иногда его столпы.

Вот Дитер Клекер был из таких. Он был не только кларнетист-виртуоз, он еще был создателем и директором известного ансамбля Consortium Classicum ("там" очень четко различают дирижера /conductor/ и дирижера-худрука, часто являющегося еще и административной фигурой /director/). Такому человеку уже тяжело ездить с промо-турне. Но и это еще не все. Дитер Клекер был историком. Не историком музыки, а просто историком и историком культуры. Раз в два года он читал в Мюнхенском университете курс по истории культуры "От барокко к романтизму". Там были и изобразительные искусства (живопись, скульптура, архитектура), и изящна словесность, и театр, музыка, конечно, тоже была, но музыка была среди прочих, без явного упора. И курс был, конечно, в основном на немецком материале, но не забывал Англию, Францию, Италию, про Россию тоже не забывал. Т.е. большой такой курс. Ради этого курса люди специально переводились в Мюнхен (в Германии есть практика переходов студентов из уни в уни, очень активная, замечу). А на другой год он читал два спецкурса и вел еще по одному семинару. И как такой человек будет ездить с туром? К нему студенты со всей Германии съезжается, а он все бросит и поедет в Америку концерты давать?

Он еще одно время, пока молод был и силы были, был и политиком - избирался депутатом городского совета.

Правда, нагрузка у профессора в немецком уни, конечно, не то, что у нас, да и Германия по размерам не так велика, а пути сообщения не в пример наши, потому два-три концерта в месяц он давал. В Англии, Франции и Италии тоже давал, но реже. И не в рамках обязки.

А дисков, как виниловых, так и компактных выпустил он много. Как так? А очень просто. Есть такая контора, Deutscherundfunk называется. Оное Немецкое Радио просто записывало его концерты и концерты его ансамбля. Крутило Немецкое Радио эти записи какое-то время в радиоточки, а потом издавало эти записи на дисках, еще и подторговывало ими тоже, платя, конечно, гонорары как положено.

Конечно, это не тот уровень доходов, что у тех, кто работает на большие лейблы, но в Германии, Англии, Франции, Австрии и Италии жить, не тужа, можно, при условии, конечно, что не желаешь срубить все бабло мира.

Это, впрочем, не относится к исполнителям из Скандинавии. Те просто вынуждены идти к мировым лейблам, ибо местные радио на классическую музыку практически никак не смотрят.

Tags: Душевное, Их нравы, Просвещая наставляй