Некоторые люди до сих пор убеждены, что у Иоганна Себастьяна Баха не было детей, чем они оправдывают собственную бездетность, заявляя, что духовно растут над собой, бороздя Большой театр. Это у одного из самых многодетных папаш Европы не было детей?! Я уж молчу про предводителя
Мало какой человек той поры мог позволить себе толико затейливую причуду. Иоганн Христиан Бах мог. И пенязи на это дело он срубил (а про него смело можно сказать, что он "рубил бабло") с музыки. Впрочем, качество музыки было всегда на высоте.
Про него нельзя сказать, что он был лабухом. Просто ему повезло. Его "арт-агентом" выступала тогдашняя английская королева, при которой он состоял мастером музыки королевы. В Лондонском Бахе, как его обычно называют, она души не чаяла, а потому устраивала ему заказы практически для всего тогдашнего английского двора. Люди поначалу заказывали ему музыку, чтобы угодить королеве, а потом вдруг оказывалось, что музыка превосходна. Дальше заказы шли уже сами по себе.
Такое везение много значит для композитора. Нет, деньги, конечно, тоже важны, но тут есть и другое - загруженность заказами заставляет честного композитора "держать себя в тонусе". Нельзя допускать повторений - каждый заказчик должен быть уверен, что он получит, как теперь принято говорить, уникальный музыкальный контент. Потом какую-нибудь симфонию можно вставить в оперу увертюрой, тут ничего зазорного нету. Но симфония "по случаю" всегда должна быть уникальна. Умение писать качественную, даже высококачественную музыку, на заказ отличало Лондонского Баха от многих, даже выдающихся композиторов.
И чтобы было понятно, что его отношения с заказчиками совсем не были проникнуты голым практицизмом.
Он часто писал музыку для не очень богатых людей. Однажды один весьма небогатый дворянин, служивший при дворе, попросил написать музыку для свадьбы его дочери. До свадьбы оставалось четыре дня. Иоганн Христиан трое суток фактически без сна писал симфонию. При том взял сущие копейки. Когда его спросили, зачем он это сделал, он ответил:
- Этот человек хочет услышать мою музыку. Почему я должен ему отказывать?