Люди часто вовсе не то, чем те их образы, что мы создаем в своей голове. В понимании личности Старого Фритца все забывают о его музыке. А напрасно. Она лучше всего показывает, что за человек он был на самом деле. Одно дело - гневные филиппики Лессинга, и совсем иное - музыка, что писал этот человек.
Лессинг - тот, кто "попал под каток", а монарх такого типа, как Фридрих или Людовик-Солнце, всегда каток, он мнет и крушит людские судьбы и вовсе не потому, что он такой по жизни, а потому что он обязан так поступать. Но совсем другое дело Фридрих, про которого Гайдн писал в одном из писем, что не знает никого лучше среди композиторов, кто так тонко и точно передавал бы состояния своей души, кого Гайдн называл в числе великих композиторов Европы, а оценка Гайдна дорогого стоит.
А в принципе это был бесконечно несчастный человек. Женщина, которую он любил, цинично и глумливо наставила ему рога. От этого он ринулся в противоестественные страсти, которые чуть не стоили ему жизни и привели практически к мужскому бессилию. Практически ничего из задуманного им не было доведено до конца. Кто-то скажет, что он увеличил территорию Пруссии вдвое. Да, но того, о чем мечтал вначале царствования, он так и не достиг.
Из патологического труса стал бесстрашным воином, великим полководцем, но опять-таки ложка дегтя в бочке меда - зачем-то по непонятной им самим причуде приперлись русские и взяли Берлин. Зачем пришли, зачем Берлин брали в тот раз, никто не ведал, и прежде всего они сами. Взяли и взяли, а потом не знали, что дальше с этим добром делать. С другой стороны, никто никогда, кроме наших доморощенных придурков сталинского разливу, не ставил под сомнение величие таланта Фридриха-полководца, и даже автор знаменитого речения: "Русские прусских всегда бивали!" - был поклонником Фридриха. Суворов назубок знал все битвы, что дал Фридрих.
Но все как-то не доделано, не достроено. Как-то все не завершено. Вот же рядом, еще немножко. Ан, нет. И ты уже не пухленький румяный молодой человек с вполне оформившимся вторым подбородком и округлым брюшком, ты уже простреленный в нескольких местах сухонький старикашка, чьи суставы воют, и кто шагу не может сделать, не опираясь на палку. Даже мальчишки кидают в тебя камни и картошку, не поняв, что перед ними их властелин, и ты отбиваешься от них палкой.
Вот разве что картошку укоренил в Пруссии, откуда она разошлась по всей Германии. И музыка.
В принципе, жизнь Фридриха есть иллюстрация того, что обычно мы не реализуем и десятой доли того, что было заложено в нас природой. И вовсе не по своей вине.
Приходим в этот мир, что-то делаем, а больше не делаем, а потом уходим. И хорошо, если на могилу несут что-то, пусть и картошку. Значит, человек жил не зря.