Рамо задумал свою первую большую оперу за 10 лет до ее постановки. Об этом он и сам писал неоднократно в письмах. Ну, а коли не писал, это явилось бы очевидным по итогам изучения его музыкального наследия. "Забойная" тема "Галантных Индий", "Дикари" (Les Sauvages), была им опубликована впервые в сборнике "Nouvelles suites de pieces de clavecin" в 1728 году, а написана и того раньше (самые ранние ноты от руки датируются 1726 годом).
Немного о сборнике, ибо приходится читать всякую чушь "о педагогической направленности" таких сборников. Вот уж чем французские компонисты мало озабачивались, издавая эти книги, так педагогикой. Клавесин во Франции был достаточно распространенной штукой. Это не значит, что он был дешевле, чем в Германии или Англии, просто во Франции той поры купить клавесин (чембалло), пусть и подержанный, мог позволить себе купить и органист церкви крупного села (ville), а в Германии даже именитые люди типа уже ставшим знаменитым фон Бибера себе такой роскоши позволить не могли. Фон Бибер, владея, пусть и небольшим, но трехэтажным домом в Зальцбурге, и замком на паях с братом, чембалло себе купить не мог - шибко дорогая игрушка. Ему тесть купил и подарил, когда услыхал в Вене торжественную мессу своего зятя.
Тесть справедливо решил, что покупка зятю чембалло увеличит количество выдаваемых "на гора" месс, а значит, и упрочит финансовое положение семьи его дочери. Тесть не ошибся, и Бибер порадовал мир многими иными музыкальными шедеврами, а семья рыцаря упрочила свое финансовое положение - все внуки бюргера разумного получили прекрасное образование и, служа при венском дворе и в армии, достигли высот необычайных. Но в Зальцбурге той поры, городе достаточно крупном, живущим с весьма выгодного дела - соляной торговли, фон Бибер был пятым или шестым частным владельцем чембалло. Еще были они, конечно, в церквях для хоровых нужд, были и у архиепископа, но среди жителей города их было меньше, чем пальцев на двух руках.
Во Франции же все было не так. Мало какой буржуазный дом (от "горожанин", т.е. тут в понятие входит не сословие, но именно "горожане", т.е. и дворяне тоже, той поры) средней руки не имел чембалло. Клавесин был неким музыкальным центром, вокруг которого крутилось свободное времяпрепровождение семьи. Пришли гости, и "включали шарманку". Тихий вечер в домашнем кругу - опять-таки отчего не "сбацать"? И сборники музыки для чембалло во Франции уходили влет, давая компонистам немалую деньгу.
Некоторые из французских композиторов, таких как Мишель де Корет, вообще не написали ни одной оперы. Писал себе мессы, а пуще составлял сборники для клавесина и скрипки. И это вовсе не говорило о "низменности" его таланта. Таланта у Корета как раз был целый мешок, просто ему это было не нужно. Слава в Парижске ему была не интересна - он вполне довольствовался жизнью сельского дворянина-небокоптителя, этакий старосветский помещик в лучшем значении этого слова, а деньги ему давали его сборники. Так бы и остался в памяти потомков как писатель пьес для скрипки и клавесина, кабы не его дуэли (у меня такое чувство, что революцию по большому счету устраивать была не нужно, ибо французские дворяне с каким-то остервенением изничтожали себя на дуэлях) и не учрежденная им школа игры на вошедшей тогда в большую моду скрипке, куда со всей Франции приезжали поучиться не только дети сливок парижского общества, но и сами эти сливки. Корет, кстати, сделал свою интерпретацию "Дикарей" Рамо. И ее чаще исполняют, чем авторский вариант для чембалло.
Под катом "Дикари" из "Галантных Индий"