papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Про культурные коды "Евгения Онегина" и "Мертвых душ"



Для меня в свое время было большим сюрпризом узнать, что англичаны без труда читают культурные коды "Евгения Онегина" и "Мертвых душ". Они им понятны. Все, что касается помещичьего и дворянского быта России той поры, англичаны легко просекают. Вот французы и немцы понимают, если вообще понимают, с трудом. А англичаны понимают. Для них понятен Собакевич, Манилов, даже Ноздрев. Понятны Ленский и Онегин.



А собака порылась в феномене джентльменов времен от Регентства до Короля-Моряка (Вильгельма IV), что предок теперешнего премьер-министра Англии Дэвида Кэмерона. Кто такой джентльмен той поры? Это сельский житель, помещик, ведущий активное сельское хозяйство. Нет, он посещает Лондон, но наездами, а в основном сидит у себя в поместье. Т.е. люди ведут сходный русскому помещику образ жизни. Даже такой феномен, как ярмарка невест, в то время в Лондоне присутствовала, ровно как и в Москве.

Так что дело не в англоманских выходках того же Онегина (Как дэнди лондонский одет). Онегин-дэнди был органичен, ибо он порождение сходных условий быта. А вот почни кто-то в Питере конца 19 - начала 20 века одеваться на манер лондонских джентльменов типа Гольмза, и это было бы воспринято как нарочитая вычурность и пошлость.

Почему? А потому что Гольмз и Ватсон не внуки английских Манилова и Ноздрева, они внуки Анны Тротт, той самой, что "тетя Тротт". Вернее, они ее внучатые племянники, ибо сама Анна Тротт, героиня бесчисленных карикатур, была девой.



Нужно просто понять, что Гольмз и Ватсон не имеют генетической связи с английскими собакевичами, коробочками и ноздревыми времен Регентства. Это - совершенно иная общность людей, обязанная своим появлением двум вещам:

1) Созданию Британской империи
2) Индустриализации Англии во второй половине 19 века.



У Конан-Дойла вообще очень мало представлены потомки настоящих джентльменов. Баскервили, Шолто, есть еще доктор Ройлот. Вот Ройлот - самый настоящий джентльмен в тесном значении этого слова, продолжающий вести образ жизни своих дедов и прадедов. В историях о Шерлоке Гольмзе он, кажется, единственный человек, что по праву может быть назван джентльменом. Ватсон же и Гольмз на самом деле настоящими джентльменами не являются. Вот просто никак. А Ройлот вполне даже очень.

Tags: die kunstkammer, Книгочейское, Просвещая наставляй