papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Притча сорок вторая. Как мальчик Васечка на новогоднем утреннике стихотворение А.С. Пушкина читал


За труд мой не ищу себе похвал и славы,
Люблю трудиться лишь для пользы иль забавы
Александра Андреевна Фукс

Предновогодняя пора – время особенное, удивительное, в чем-то с весною схожее. Весною, как только сойдет снег, и солнышко начнет сиять в полную силу, отовсюду, изо всех щелей, норок и норушек вылезают червячки, жучки, паучки. Все это вначале потягивается от долгого сна, потом, шмыгая носом, или что у них там, чихает со вкусом и громко, прихорашивается, расправляет, если есть, крылышки и отправляется по своим делам – кто родственникам визиты сделать, кто зазнобу сердца проведать, пока ее ворчливый супруг, храпя, что есть мочи, досматривает последний зимний сон.

Так и в предновогоднюю пору города и веси наполняются Дедами Морозами и приспешными им Снегурочками, что весь год с прошлого праздника пребывали в спячке в особливых погребах и морозильных подвалах, дабы в декабре выйти на Божий свет и захватить на время власть в нем. Порой Деды Морозы сбиваются в стаи. При виде столь великолепного зрелища так и подмывает повторить достопамятный возглас Михал Сергееча Горбачева: «Посмотрите, как разгулялись! Какие силы!» Впрочем, иногда под вечер можно видеть одинокого, всеми покинутого дедушку, что, икая и пошатываясь, напевает на мотив: «И вот она нарядная» песенки вольного и даже похабного содержания.

Также замечено, что Снегурочки толпами не ходят, разве что когда Деды Морозы в шайку собьются, то среди них можно встретить и несколько Снегурочек. Но обычно Дед ходит со своей внучечкой парою. Это объяснимо, ибо некоторые дедушки уже с утра бывают столь слабы, что без провожатого нипочем не добрались бы до тех мест, где взрослые и дети ждут их, предвкушая праздник. Ведь смысл их существования, а все сущее имеет некую причину своего бытия, в том, чтобы служить в службе осуществления наших мечт.

А помечтать, предаться грезам, мы все любим. Один о деньгах мечтает несметных, другой о девах мечтает прекрасных, третий – и о деньгах и о девах, четвертый о таком помышляет, что сам себе признаться боится.

Чем мечты хороши? А тем, что там все идеально. Там все так, как нам хочется. Там все получается без проблем, и люди там без тараканов, мысли все какие-то правильные и ходы беспроигрышные. Там все какое-то такое правильное, даже настоящее, наверное. Такое настоящее, как мы хотели бы, чтоб оно им было.

А потом мечта вдруг попадает нам в руки. И все… Оооой, сколько всего сложного и проблемного. А сколько там, в мечтах, оказывается пошлого и обыденного. Выше крыши! И радоваться этой полученной мечте не то, чтобы не получается... Но как-то с хорошим она уже не вяжется.

С хорошим вяжется что-то мимолетное и прекрасное в прошлом. Что-то грядущее и светлое в будущем. И что-то в настоящем, возникшее внезапно и само собой.

Тут в голову залезает червячок сомнения, что поначалу гложет подкорку, а потом, выбравшись из нее, кричит тебе в твое внутреннее ухо: «Да неужели, дурак ты этакой, всего этого хотел, вожделел и жаждал?» И начинает человек суетливо оправдываться, а потом вдруг решает: «Неееет, я лучше другого хотеть буду».

Так и идет человек по жизни от одной мечте к другой, и мечты эти становятся все мельче, хлипче и все пошлее. И живет человек посреди этих мечт, словно в муторном мороке каком, где у человека только одна цель – просто проснуться. И ничего в этом такого нет. Просто жутко. Жутко от неизбежно надвигающейся неизвестности, и человек ничего-ничего не может с этим сделать.

Но это мечты великие, так сказать, мечты не про каждый день. Новогодние же мечты обычно более приземлены, их часто можно пощупать руками еще до того, как они осуществятся, и вы окажитесь счастливым обладателем новых расписных саней или самобеглого экипажу. Мне как-то сложно вообразить, чтобы кто-то просил у Дедушки Мороза подарок в виде цирцееподобной супруги, способной и вкусный борщ сварить, и брюки выстирать, заштопать и выгладить, и трех-пятерых детей родить, а равно исполнить самую пылкую, самую причудливую фантазию. Такие мечты, безусловно, проходят по разряду великих, а потому, как правило, либо не осуществляются вовсе, либо сбываются, но криво – если лицом румяна, наделена прекрасностями и кудесница по части причуд, то борщ варит такой, что угодники обороните, если же успешна в борще, то Бабу-Ягу может сыграть практически без грима, о фантазиях же вовсе умолчу. Тут какой-то изъян в работе тайных пружин Мироздания вижу.

Впрочем, просьбу к Дедуле о материализации комплекта зимней резины могу живо и в красках представить и от уже убеленного сединами профессора ихтиологии. Да, и они часто забредают в автомобильные магазины и бродят меж новехоньких, покрытых блестящим лаком самоходных колесниц. А разве ихтиолог не человек? Или вы полагаете, что его единственный удел – препарирование перед ошеломленными студентками купленного в соседнем магазине живого карпа с последующем поеданием запеченных останков несчастной рыбы?

Нет, он тоже вполне себе человек и, как и все прочие люди, подвержен всем порокам общества консьюмеризма. И к нему в голову пред Новагодом забираются Тофсла с Вифслой, нажимают там на специальную кнопочку «Покупка», и разумный вроде человек, как и миллионы других людей, впадает в беснование. Все словно с цепи срываются, таща в свои обиталища совершенно не нужные им вещи. Нет, когда они эти штуки покупают, то думают, что вещи эти им очень даже нужны. Иные даже наивно полагают, что, купив что-то, начнут новый этап своей жизни, откроют в ней новые горизонты, изменят свою жизнь к лучшему.

Вот менеджер чуть выше среднего звена припер домой телевизор в полстены. Зачем? К чему? Нешто от того, что он его купил, в мире вдруг и внезапно вырастет число замечательных фильмов и телепередач, а у него найдется время их смотреть? Нет, тащит зачем-то, пыхтя и надрываючись, долбит стену перфоратором, будя в субботу всех соседей, вешает, наконец, включает, а там…

А там некий тип, выдающий себя за дизайнера, показывает, как из бабушкиного унитазного стульчака сделать гламурную раму для зеркала в прихожей, покрасив его золотой краскою и оклеив бабочками из фольги. Или пасмурный врач повествует об ужасных трансгенных жирах, а то и того хуже – идет фильм ужасов, где актер Безруков играет почти всех монстров, а каких не играет, установить решительно невозможно. Нет, что актер Безруков – человек большого потенциала и может в одиночку сыграть великое переселение народов, я ничуть не сомневаюсь, но ради этого покупать такую дуру в дом?..

Хотя некоторые устраивают у себя филиал спорт-бара и, затарившись пивом и воблой, смотрят увлекательные передачи об игре в боулинг. Тут хоть какой-то смысл есть. В спорт-бар в трусах и местами несвежей майке не пустят.

Другой зачем-то волокет в дом тренажер. Мол, куплю его и тут же начну резко худеть и наливаться атлетизмом. Угу. Купят, на вторую неделю соберут, как получится, поставят в уголку, накроют тряпочкой, и стоит он сиротливо. Правда, когда приходят гости, можно им показать, что не чужды спорту и фитнесу.

А вот озабоченная тетенька везет в маршрутке огромную коробку с пароваркой. При том по лицу тетеньки видно, что она пребывает в блаженной уверенности, что отныне будет скармливать домашним не нечто кулинарно-бесформенное, проходящее под общим названием «Пища», а некие шедевры, если уж не молекулярной кухни, то никак не хуже того, что подают в парижских ресторанах, имеющих пять мишленовских звезд. Люди словно забыли простую народную мудрость: очки грамоте не научат.

Но справедливости ради нужно заметить, что тягу к предновогодним покупкам уверенно обгоняет тяга к переменам в политике. Политика – это вообще буря и натиск, Sturm und Drang! Сникерс и памперс, слипшиеся в экстазе.
Иногда мне хочется партию какую создать или фронт даже. Партия «Счастливая Россия», например. В нее бы вошли люди, которые думают, что можно похудеть за неделю, выиграть в казино денег на жизнь, помолодеть от волшебной таблетки, с помощью митинга ликвидировать пробки, повысить зарплаты, найти всем бабам по мужику. Даже девиз для нее придумал: «Мы не халявщики, мы – партнеры!» Совершенно очевидно, что противниками такой партии могут выступать совсем уж омерзительные личности, сбившиеся в Партию шайтанов и кафиров. Талисманами своей партии мыслю Деда Мороза со Снегурочкой. Не какие-то там непонятные медведи и выхухоли, а румяные и позитивные личности, нацеливающие публику на активную жизненную позицию и конечный результат.

Мне особенно нравится, как их один мальчик изображает. Смышленый такой парнишка, Васечкой зовут. В следующем году в школу пойдет. Васечка всегда рисует новогоднего дедусю и его внучку в непринужденной позитивной манере: с румянцем на щеках и улыбками до ушей, обнажающими чуть ли не три, а то и четыре ряда здоровенных зубищ. Впрочем, Васечка не чужд и реализма, тому свидетельство – малиново-красный нос у дедушки и синяки под глазами у внучки. Новогоднюю парочку всегда сопровождает мешок в два дедушкиных роста, на котором Васечка всегда заботливо пишет: «Подарки».

Да, именно, что пишет, ибо сей дивный ребенок, невзирая на нежный возраст, умеет бойко читать и писать. Скажу больше, Васечка испытывает прямо-таки маниакальную страсть к чтению и не раз был заставаем родителями за тем, что ночью, вооружившись фонариком, читал какую-нибудь книжку про страшных пиратов или о том, как звездолеты штурмуют тайны черных дыр.

С этой манией связан один поучительный для пылкого юношества казус происшедший с Васечкой на новогоднем утреннике в детском саду.

В середине декабря воспитательницы объявили детишкам из васечкиной группы, что скоро к ним придет Дед Мороз, принесет подарочки и будет их выдавать тем мальчикам и девочкам, что расскажут ему сказочку, споют песенку, спляшут что-то или стишок какой прочитают громко. Ну, а кто из деточек это сделает лучше всех, тому этот престарелый любитель детской художественной самодеятельности подарит железную дорогу или дом для куклы. Понятно, что родители детишек стали готовиться к этому местному фестивалю. И только родители Васечки пустили это дело на самотек.

Дело в том, что Васечка добрался до собрания сочинений А.С. Пушкина и стал активно осваивать поэтическое наследие НашегоВсе. При этом мозги детиночки оказались прям-таки аки губка. Все, что ни прочтет, тут же запоминает. Даже с первого разу запомнил описание полтавской баталии. Вот родители и посчитали, что Васечка сам справится, чай, не глупый мальчик. А напрасно!

И вот настало знаменательное утро. Идя с Васечкой в детский садик, его папа не обратил внимания, что ребятенок находится в несколько сумрачном, даже можно сказать, меланхолическом расположении духа. Впрочем, оно и понятно, то с Васечкой на утренники мама ходила, а тут папу властной рукой послала. Голова папы же была забита вовсе не настроением чадушки, а тем как ловчее просунуть пришедшему дедушке мешок конфет, шоколадного Санту и коробку с большущим самолетом, которые оный ватный дед и вручил бы Васечке по прочтении стиха Александры свет Сергееча. Самолет занимал папу более всего, ибо Васечка просто достал его вечным выклянчиванием этого шедевра игрушечной промышленности. Еще накануне коробка была доставлена в детсад и спрятана в чулане.

Оказавшись в саду, застали они принарядившихся по такому случаю детей и родителей. Спустя время в группу шумно вошел главный инженер местной электроподстанции Юрий Максимович, сполнявший роль дедуси по причине того, что сам он являлся отцом одной вредной девчонки, но еще и потому, что где-то выучился показывать пять-шесть карточных фокусов, обыкновенных для факиров провинциальных цирков.

– Здравствуйте, дети! – задорно и с огоньком начал Юрий Максимович, крякая под тяжестью мешка с подарками. – Я – Дедушка Мороз. Пришел вас с Новым Годом поздравить, гостинцами одарить, чудесами удивить.

Сказав это, Юрий Максимович, свалил с плеч гнувший его к полу мешок и снял варежки. Воспитательница погасила в зале свет, и включила псевдовосточную загадочную музыку. Только нарочитая лампочка освещала руки Деда Мороза, который незамедлительно и приступил к сеансу престидижитации. Присутствующие родители, особенно мужская их часть, с увлечением наблюдали за приемами пригородных катал, в то время как детишки с не меньшим оживлением ковыряли в носу и широко зевали.

Наконец, волшебная часть была закончена, Дедушка Мороз спрятал свою замасленную колоду в карман шубы, а воспитательница выключила музыку и включила свет. Началась часть официальная – исполнение номеров и раздача подарков. Мальчики и девочки подходили к дедушке что-то там вытворяли, вызывая слезы умиления у своих родителей, получали из рук дедушки подарочки и уходили.

И вот дошла очередь до Васечки. Вася вышел в центр зала солидно, всем своим видом показывая, что он не абы что, а величина.

– Александр Сергеевич Пушкин, – сказал Васечка на манер бывалого конферансье Хибинской филармонии. – Народное сказание.

Тут все, конечно, захлопали, с одной стороны дивясь тому, откуда в толико юном человеке столь глубокие познания в обыкновениях артистических, а с другой – ожидая услышать очередную интерпретацию «Златой цепи». Но не тут-то было! Вася, подперев рукой подбородок и устремив в пол серьезный, даже грозный взгляд, начал:

Прибежали в избу дети
Второпях зовут отца:
«Тятя! тятя! наши сети
Притащили мертвеца».
«Врите, врите, бесенята,—
Заворчал на них отец; —
Ох, уж эти мне робята!
Будет вам ужо мертвец!

Лица присутствующих родителей окаменели, детишки же прекратили шуршать конфетными фантиками, корчить страшные рожи и задирать друг дружку исподтишка. Дедушка Мороз просто сидел с остекленевшим взглядом, а васечкин папа испытывал благое и непринужденное желание забраться под детский стульчик, на котором он сидел, и свернуться там клубочком, чтобы его никто не видел. А голос Васечки крепчал:

Безобразно труп ужасный
Посинел и весь распух.
Горемыка ли несчастный
Погубил свой грешный дух,
Рыболов ли взят волнами,
Али хмельный молодец,
Аль ограбленный ворами
Недогадливый купец?

Некоторые родители стали хвататься за сердца, а детишечки пооткрывали рты и смотрели на Васечку завороженно, как кролики на удава. Меж тем Васечка добрался до финала и громоподобно провещевал:

Есть в народе слух ужасный:
Говорят, что каждый год
С той поры мужик несчастный
В день урочный гостя ждет;
Уж с утра погода злится,
Ночью буря настает,
И утопленник стучится
Под окном и у ворот.

Произнеся это, Васечка поклонился на все четыре стороны, ровно заслуженный чтец-декламатор. Гнетущая тишина установилась в зале. И в этой тишине было слышно, как тихо выла, завернувшись в оконную портьеру, юная воспитательница.

Вот такая во всех смыслах наставительная и душеполезная для пылкого юношества история произошла с мальчиком Васечкой на новогоднем утреннике в детском саду.
Tags: Притчи
браво и респект! :)
Спасибо!
Хорошій мальчикъ. :-)
Ну, так в папу же!
мальчик - герой нашего времени :)))
спасибо :)
Да, он такой!

Рад, что понравилось.
Любимый стишок моего детства, я его тоже декламировала где попадя)
Да, сия поэза НашегоВсе благодаря своей инфернальности пользуется неизменной любовью пылкого юношества.
Мне они с самых первых строк нравились. Очень уж совпадало с моим детством. Наш дом стоял на берегу реки, и носились мы как угорелые стайками. Только вот отца тятей не называли)
А покойников вблизи дома к берегу прибивало?
Слава Богу, нет, а про сети очень понятно, они у нас по всему двору сушились)
Воно оно как! Т.е. все условия для поимки утопленников были, но утопленников не было... Даже не знаю, что думать.
Про утопленников взрослые часто рассказывали, речка ведь рядом, каждый год кто-нибудь да тонул)
Да, видно, что жили активной жизнью. Не захолустье какое!
Но жили активно. Утопленников опять же ловили.
Вспомнил, как в вечерней школе читал наизусть на уроке пастернаковскую "Осень". Девчонкам понравилось (да что им сделается, им лет по 20-23 было), а вот учительнице - не очень. :)
Да, это было бы сильно. Если бы Васечка Дедушке Морозу вдруг "Осень" читать начал, я бы, наверное, в окно выпрыгнул, а не под детский стульчик хотел бы залезть.

Представляю, чтобы говорили на следующий день про меня в поселочке, если бы чадушко прочел такое:

Как я трогал тебя! Даже губ моих медью
Трогал так, как трагедией трогают зал.
Какой замечательный мальчик! И ведь, главное, заслужил внимание всех присутствующих ))))
Думаю, самолет был заслуженным подарком :)
Угу. Сцену надо было видеть. Он по итогу еще и железную дорогу огреб, так все прониклись талантами юного декламатора.
Первая часть, это приговор рекламно-потребительской цивилизации, а вторая, о том, что не всё ещё потеряно, пока такие Васечки...
Я правильно понял?
Васечка, несомненно далеко пойдет, весь в папу.
Хорошо, Что Васечка на "Гаврилиаду" не наткнулся. И надо пока припрятать К. Бальмонта.
:)))

Уже. :))) Уже припрятали.
Прекрасно! Язык просто поразительный! Единственное, что жалко - что столько всего в одной притче, когда хватило бы штук на пять.