papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

И еще к вопросу о личности Короля-Солнца



Единственный человек во Франции времен Людовика XIV, да и в последующую эпоху, кто мог, нет, не вить веревки из короля, этого Людовик никому не позволял, подъехать и уладить дело, был Великий Дофин (Louis le Grand Dauphin). Он единственный знал, что за человек был его отец. Чтобы понять, что значил для короля старший сын, следует знать, что дофин, если находился в отлучке от отца или тот покидал Париж, был обязан в четыре вечера писать королю собственноручно письмо о своем состоянии здоровья. Когда письмо не доходило в урочное время, король начинал нервничать, становился капризным и раздражительным. Мог вскочить на лошадь и уехать из Версаля в Париж.

Такой случай: надменный король принимал послов в Версале. Рядом с ним стоял дофин. А когда пришло время торжественного обеда, оказалось, что короля и дофина нету. Их обнаружили за еще строившимся тогда Трианоном - величественный король, говоривший обычно максимами-прокламациями, сбросив драгоценный камзол (буквально драгоценный, ибо был расшит каменьями цены небывалой), встав на четвереньки, катал на себе дофина по полю. Они куда-то вечно смывались - ловили рыбу, строили из коряг и каменюг плотины, вернее, король строил, а дофин распоряжался. Т.е. король с сыном "ходили в походы вместе и пели солдатские песни".

Для образовательных целей дофина была издана знаменитая 64-хтомная "Дофинова библиотека" (Bibliotheca ad usum Delphini). Ну, а когда вдруг выяснилось пристрастие дофина к военному делу, тут за его воспитание взялись настоящие вояки во главе с маршалом Вобаном. И учили они дофина очень туго. Получился в результате один из выдающихся полководцев войны за испанское наследство.

Вместе с тем, король часто мог и отчитать сына. Но всегда пояснял, почему он это делает. Выволочка обычно заканчивалась сказанными максимально холодным тоном словами: "Идите, герцог, вы мне сегодня не нравитесь". После этих слов дофин не имел права показаться на глаза королю до следующего утра, если только король сам его не звал.



Вот одна сценка, бывшая за год до смерти дофина. Во время т.н. "вечернего времени короля" в Версале дофин несколько запоздал. Войдя в зал, он подошел к отцу и поцеловал того в голову. Людовик это позволял только ему с детства. Когда приветствия окончились, Людовик в свойственном ему говоре для родственников (смесь низкой и высокой лексики) спросил сына:

- Людовик, мне показалось, или ты так провонял порохом на своей войне, что запах уже ничем не отбить?
- Тебе показалось, папочка, - ответил дофин и приложил руку к своему животу в знак правдивости своих слов. А потом отошел.

И Людовик с довольной улыбкой сообщил громко на весь зал:

- Мой мужлан!

Смерть дофина в 1711 году была страшным ударом для Людовика. Он как-то сразу постарел. Стал ходить, прихрамывая, иногда путал слова, не мог говорить длинными предложениями, стал быстро утомляться. Есть подозрение, что король перенес микроинсульт.

Вот и все, что нам точно и положительно известно о том каким был Людовик XIV в частной жизни как просто человек.

Про дофина известно, что он бы не только воякой, но и писал неплохие пьесы, предложил отцу несколько законодательных новаций, что король утвердил, вообще был очень умным человеком.
Tags: die kunstkammer