papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Про древнейшую мораль



В науке о гоминидах, что изучает высших приматов, включая и человека, как биологические объекты, есть одна загадка. У человека и орангутана есть четыре (что уже много) второстепенных мутации (уродства), что никак не влияют на приспособленность к условиям обитания, ни в плохую, ни в хорошую сторону. Эти уродства, т.е. врожденные генетические пороки (мутации) возникли в одно время. Единственное логическое объяснение этому феномену - они возникли, когда орангутаны и человек были одним биологическим видом. Но почему эти четыре мутации отсутствуют у шимпанзе? Ведь шимпанзе по набору генов разошлись с человеком куда меньше, чем львы и тигры, а те принадлежат к одному биологическому виду?

Ну, да ладно с этими мутациями. Разберутся и без нас. Шимпанзе важны не только как наши ближайшие родственники, но и как ближайший к нам биологический вид, где есть представление о приличном и неприличном, моральном или аморальном. И представления эти мало отличаются от наших.

Но начну с грустного. Шимпанзе - единственный, кроме человека, биологический вид где практикуется убийство при апостасии. Это - единственный, кроме человека, вид, где есть революции. Заметили это вначале у равнинных шимпанзе и поначалу приписали это давлению, испытываемому шимпанзе со стороны человека. Но в ходе недавно проведенных исследований, выяснили, что шимпанзе живущие в джунглях в этом вопросе и вовсе распоясавшись.

Когда самец-вожак стареет, появляется группа молодых и наглых самцов, начинающих вести себя хулигански - задирают самок, могут прыгнуть сверху на вожака. Если у вожака есть сыновья-прихлебатели, все заканчивается тем, что бандитов изгоняют из племени. Если нет, тогда худо. Его очень даже могут и убить. При этом схема поведения "революционеров" весьма схожа. Они начинают задирать вожака, демонстрируя ему свое неуважение. Как? Показывая ему, пардон, гениталии, задницу, иногда испражняясь в его сторону. Т.е. они нарочно делают то, что в обычных условиях в их сообществе считается неприличным, аморальным. Потом они провоцируют его на финальную драку, в ходе которой и убивают.

Над трупом поверженного властелина обычно происходит акт надругательства. Ему отрывают гениталии, могут оторвать правую руку, часто отрывают голову, играя потом ею в некий род футбола. Т.е. совершая все эти мерзкие действия, они торжествуют над своим угнетателем. Акт мести в химически чистом виде. Можно вспомнить Ахаллеса, привязавшего тело Гектора к колеснице и таскавшего его вокруг Трои. Иногда они даже съедают части тела своего врага. При этом важно понимать, что это не связано с белковым голодом, это именно ритуальное поедание части тела свергнутого владыки. Какие коннотации у них по этому поводу существуют, мы не знаем, мы только знаем, что ведут они себя в этом вопросе очень похоже на людей.

Это вам не гориллы с зачатками представлений о жизни и смерти, что часто хоронят своих сородичей, а потом посещают эти могилы или скопления могил (этакие протокладбища). Тут все проще, прозаичней, что ли. Но они осознанно совершают это, т.е. они в таких деяниях переступают черту дозволенного в обычное время в их сообществе.

Я тут дал пересказ исследования шимпанзе, живущих на воле в Уганде, что в течение 20-ти лет проводили антропологи Джон Митани (John Mitani) и Майкл Уилсон (Michael Wilson).


Убийство вожака и акт надругательства над его трупом у шимпанзе Уганды. Фото: John Mitani
Tags: Просвещая наставляй