Партия трубы - великий Морис Андре.
В истории музыки Бах, Гендель и Телеманн стоят вровень. Другое дело, что современный массовый слушатель Телеманна знает плохо. У нас же о не чаще всего и вовсе не ведают. Но дело не в этом. По силе таланта Гендель, Бах и Телеманн равны. А по значению для последующего развития музыки так Телеманн стоит на первом месте, ибо именно от него идет и музыкальная "Буря и натиск" и мангеймская школа музицирования, от которой пошла венская, давшая нам современную симфонию и музыку романтизма. Зачинателем этого процесса и был Телеманн. Ему же мы обязаны и тому, что до нас дошел основной корпус сочинений Баха (Бах часто писал для ноттного издательства Телеманна, где публиковались не только эти "эксклюзивы", но и иные баховы опусы), многие сочинения Генделя дошли до нас только потому, что их издал Телеманн.
Другое дело, что Телеманн не жил собственно с музыки, с ее сочинительства. Она для него была главным делом жизни, но кусок его белого хлеба с толстым куском масла и ветчиной от музыки не зависел. Нет, он иногда писал и "под заказ", но чаще он писал "для души", для себя. Потом удачное, как ему казалось, или важное (тоже по его мнению), он издавал небольшими тиражами в своем издательстве. Основной корпус его сочинений - это "ученая", "программная" музыка, где он решал чисто теоретические задачи. Но чаще у публики "выстреливали", как он думал, сущие безделицы.
Соната для трубы, скрипок и генерал-баса в ре-мажоре именно такая. Богатель, игрушка. А ведь это одно из самых показательных произведений Телеманна не теоретика музыки, а композитора. Оно показывает ту степень владения искусством гармонии, что была ему присуща. И смелость. Ни Гендель, ни Бах не были так смелы в музыкальном языке, как Телеманн. Люди, слушающие ее в первый раз и не знающие, кто автор, иногда даже думают, что она была написана в 60-е - 70-е годы 20-го века. Даже целая волна произведений для трубы была в 1970-е годы, инспирированная этой сонатой. Ведь совершенно современный нам музыкальный язык. Замени чембало в партии генерал-баса на что-то современное, например, на бас-гитару, и вполне можно спутать век. Заменить можно легко, кстати, ибо тут Телеманн использовал т.н. "цифровой" генерал-бас, т.е. не точную нотацию партии, а набор базовых аккордов и тему, вокруг которой исполнитель партии может импровизировать.
burmacat
October 18 2014, 08:58:37 UTC 4 years ago