papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Про Эркюля Пуаро



Люди по какой-то неясной причине очень плохо читают любимые книги. Вот в историях про Шерлока Гольмза они упорно не замечают, что поздневикторианский лондонский джентльмен, вовсе не джентльмен в тесном понимании этого слова, т.е. помещик голубых кровей, ведущий сельский образ жизни (доктор Ройлот, например), а всего лишь рантье. Т.е. городской обыватель-бездельник, имеющий скромный доход, что, однако, позволяет ничего не делать, а значит порождает неизбежно скуку, убиваемую господином Гольмзом с помощью увлечения в виде распутывания запутанных историй.

Так и с Геркулесом Поиротом. Все, особенно дамы, как только речь заходит о Пуаро, всплескивают руками и кричат восторженно:

- Ах, этот Пуаро! Ах! Душка! Милый-милый Пуаро!

И не вздумайте сказать что-либо плохое про него - заклюют, как есть заклюют. А за столом почнете рассказывать о нем честные и правдивые вещи, так и вилкой могут запустить. Поклонницы Пуаро дамы очень строгих нравов и блюдут его честь.

А между тем у Агафьи Кристи все про Пуаро написано. И написано там такое, что будучи сложено вместе представляет нам Пуаро в не самом лучшем свете. Он был офицером полиции. Не в тупом американском значении, где шуцман, т.е. рядовой тоже "офицер", а был самым натуральным офицером военизированной полиции, не гражданским чиновником, а полицейским офицером. И вдруг он оказывается в Англии.

Агафья Миллер, которая Кристи, тщательно камуфлировала до поры до времени обстоятельства, связанные с переездом успешного офицера полиции, которому прочили министерскую будущность в Англию, но потом сдалась: Пуаро ступил на англицкой берег в 1914 году. Это как? Тогда всю милитаризованную полицию Бельгии в один момент обратили в карабинеров и отправили на фронт спешным маршем, картину коего любомудры могут наблюдать на фотокарточке ниже:


1914 год бельгийские полицейские идут маршем к линии фронта

Пуаро должен был быть с этими ребятами, а он в Англии оказалси. И кто его послал и послал ли вообще, не известно. Скорее всего никто его в Англию не посылал, он доброхотно, севши на пароход, приплыл в Туманный Альбион. А потом был крах бельгийского фронта, и никому уже не было дела до маленького бельгийца, да и бельгийских беженцев в Лондоне внезапно очень много стало.

Но факт фактом - от фронта маленький бельгиец сбежал в Англию. А это как называется? А это называется дезертирством. И раскрыла страшную тайну маленького бельгийца Агафья Кристи только тогда, когда в Бельгии в 1934 году по случаю восшествия на престол Леопольда III объявили амнистию людям, подобным Пуаро. Такой вот неприятный феномен имеем в лице обаяшечки господина с серыми клеточками.

Кто-то может возразить, что Пуаро мог и воевать. Мог, но тогда он должен был либо погибнуть в полях под Компьеном, либо получить ранение, либо оказаться в немецком концлагере и вернуться в Бельгию не раньше февраля 1915 года, когда немцы начали отпускать бельгийцев. А в 1915 году пароходы из Бельгии в Англичанию уже не ходили.

Впрочем, погибнуть или оказаться с раной в госпитале у него шансов было много больше. Дело в том, что бельгийская военизированная полиция была резервом армии № 1. Оружие, полицейский карабин, у каждого полицейского было дома, так что мобилизация сводилась только к комплектованию маршевых рот и их пешей отправке на фронт, благо идти было недалеко.

Этими маршевыми ротами бельгийское командование затыкало дырки на фронте, в результате чего потери у полиции были просто ужасающие. Т.е. человек утром вышел из дому, а уже вечером следующего дня он был трупом.

Не думаю, что Агата Кристи затевала какой-то комплот супротив бельгийцев, живших в Лондоне после катастрофы 1914 года, когда избирала своим главным героем человека с таким пятнищем в биографии. Думаю, хотя я и не забирался далеко в историю вопроса, все обстояло куда проще. В качестве прототипа первых рассказов о маленьком бельгийце он взяла реального человека. Что-то типа частного детектива, т.е. лица присматривавшего за драгоценностями дам лондонского света с возможностями. Очень вероятно, что он до августа 1914 года служил в полиции Бельгии офицером, потом смылся от фронта в Лондон. Чем-то он ей запал. Может рассказал пару историй, может, еще чем, но она выбрала его - необычен и загадочен (бельгиец), к бельгийцам, в отличие от французов, у англичан антипатии нету. Этакая ручная, маленькая и безобидная версия французов. Ему можно приписать всякие необычные для англичан свойства, ибо иностранец, а это привлекает читателя. Ну, а потом, персонаж стал жить своей жизнью, и уже отказываться было от него довольно глупо, когда Кристи поняла, что пятнище у Пуаро есть. В конечном итоге она его выдала, но сделала уже после 1934 года и мимоходно, походя. Да и без ее срыва покровов и масок, все про дезертирство Пуаро и так очевидно.
Tags: die kunstkammer, Книгочейское, Просвещая наставляй
интересную тему подняли.
с одной стороны:
gentil - из старофранцузского, утверждается что highborn.
С другой стороны, мы все хорошо знаем что такое gentiles в библии.
Вообще-то речь о Пуаро. Применительно к нему никакие джентльмены не поминаются. Речь о том, что Пуаро сбежал из Бельгии в Англию от мобилизации в армию, дезертировал.
ну это то таки да. Просто в начале о джентлеменах говорили, я и в словарь полез. Про Пуаро тоже зело интересное наблюдение.

papa_gen

October 18 2014, 05:16:40 UTC 4 years ago Edited:  October 18 2014, 05:18:07 UTC

Про джентльменов я только напомнил то, что написано было мною в постах о Шерлоке Гольмзе. И не стоит лазать активно в словари, когда речь идет о терминах, т.е. словах, обозначающих феномены, явления. Часто этимология слова все запутывает. Важно не то, какая у слова этимология, а важен феномен, явление, что термин описывает. Так что разыскания в словарях чаще всего пустое и никчемное дело. Так что напрасно вы полезли в словари. Они тут никаким боком не помощники. Разве что они могут пояснить, как то или иное слово стало термином, обозначающим феномен, но не более того.

Еще раз: рации на броневиках, т.е. пост о дезертирстве Эркбля Пуаро.
Я не люблю детективы, если честно. Но вот автобиографию Агаты Кристи прочла с превеликим удовольствием. Рекомендую...

Она сожалеет, что изначально сделала его не очень молодым, потому что ему пришлось стареть вместе с ней. Она сделала его бельгийцем, потому что было много бельгийцев... Забавно, в общем. Рекомендую почитать. )))
А кто сказал, что я не читал ее автобиографию? Когда-то читал. Другое дело, помню, что меня очень удивило ее заявление об обилии бельгийцев в Лондоне. С этим я не спорю, это - факт. Люди бежали от предполагаемых зверств тевтонских орд. Но! Среди всей этой толпы бельгийцев встретить военнизированного полицейского было большой удачей.

Это были либо полицейские прибрежных городов, которых не отправили на фронт, либо дезертиры, сбежавшие в Англию от фронта. Сама фигура бельгийского полицейского в этой толпе беженцев НЕТИПИЧНА. Вот рантье типичен, врач типичен, адвокат типичен, промышленник или торговец типичны, а полицейские нетипичны. Вообще.

Я про это, а не про автобиографию Агафьи Кристи. Я про то, что у Пуаро должен был быть прототип именно из бельгийских полицейских.
Насколько я поняла, такого бельгийского полицейского НЕ БЫЛО. ))) Мне очень приятно, что вы тоже читали эту книгу, правда. ))) Она замечательная. ))
Такой полицейский должен был быть. Там полно довольно специфических реалий, касающихся работы бельгийской полиции до первой мировой войны. Чтобы их расковырять, Агафье пришлось бы перелопатить подшивки кучи довоенных бельгийских газет. А это неизбежно бы сказалось на скорости написания произведений. Ведь материал-то необработанный. Да еще и на чужом наречии. Т.е. все это нужно было6

1) найти;
2) адекватно прочесть;
3) уложить в голове;
4) систематизировать.

И всякий раз ты не будешь уверен, что все понял правильно. Но если есть некий Овидий или чичероне, который "в теме" и может кратко и внятно посвятить в суть вопроса, то все становится в разы легче. Ты уже знаешь, как все устроено и, найдя в тех же газетах что-то новенькое, просто кладешь найденное на нужную полочку.

Так что такой полицист в реальности был. Да и зачем Агафье пятнать своего главного персонажа пятном позора дезертирства, коли она столько сил положила на создание его обаятельного облика?

Вначале просто взяла в основу биографию реального человека, а потом, когда разобралась, что у того рыльце в пушку, стала мутить воду на тему того, как Пуаро срочно слинял из полиции из-за щекотливого политического дела. Угу. Перед самой войной так удачно слинял. И тут же поехал в Лондон, чтобы уж точно не мобилизовали.
Может быть, я ужасно наивна. Но мне кажется, что она его полностью придумала. Ужасно симпатичная выдумка, за которую я бы никогда не вышла замуж. ))

Хотя ваше мнение тоже может быть правильным. К сожалению, мы никогда не узнаем правды... Но сериал хорош, и Эркюль совершенно правильный. Отвратительный педант. ))
В том-то и дело, что человек, не знакомый с бельгийскими довоенными реалиями, придумать Пуаро без посторонней помощи не мог. Это - медицинский факт.
Но она же была знакома с бельгийцами и аптекарским ремеслом? Я вот уверена, что если человек достаточно образован, то не очень важно, в какой стране он будет применять свои знания. Бельгиец - это просто его фишка... Вы знаете точно, где та Бельгия на карте? Я вот пойду смотреть сейчас. Швейцарию я помню, Польшу тоже... А вот Бельгия... Ндя.
В том-то и дело, что у него постоянно вылезает знание специфических полицейских реалий довоенной Бельгии, а их мог знать только человек, хорошо знакомый с бельгийским довоенным полицейским ремеслом, а вовсе не каждый бельгиец, пусть даже и аптекарь. Еще раз: у нее обязан был быть чичероне из бывших бельгийских полицейских, не аптекарей, а полицейских.
Ну вот маловероятно, что это и в самом деле реалии Бельгии, знакомые только бельгийским полицейским. Все равно не вверю в реальность Пуаро. ))) Не убеждайте меня. )))

В конце концов, разве это важно? )))
А никто не говорит, что реальный Пуаро существовал. Просто, там есть такие реалии, которые мог знать только бельгийский полицейский, а никак не бельгийский аптекарь. Еще раз: вас никто не убеждает, что Эркюль Пуаро существовал в реальности, вам только говорят, что Кристи была знакома с каким-то бельгийским полицейским, бежавшим в Англию в 1914 году, чьи знания она использовала для создания реалистичного образа, а равно и использовала и моменты из его бельгийской биографии.

И это важно. Вот образ Шерлока Гольмза становится совсем иным, когда мы понимаем, что за термином "джентльмен" в поздневикторианской Англии скрывался рантье. Это, кстати, понимают англичане, и очень удивляются, когда мы наделяем Гольмза свойствами, присущими джентльменам эпохи Регентства и Короля-Моряка, т.е. помещиками благородных кровей, занимающихся сельским хозяйством ровно наш Собакевч.

Адекватность восприятия есть главная проблема семиотики. Важно учиться понимать смыслы, сказанные автором, а не пытаться найти там что-то свое. В этом случае вы не читаете произведение, а фантазируете на его тему. В известном смысле это хорошо, но только до определенной черты, потом начинается ""все плохо".

У меня ест родственник художник, он однажды выставился на "отчетной" выставке в ЛОСХе. Давно это было. Так вот, его поразило, как зрители умудрялись находить в его двух картинах смыслы, что он даже не имел в виду, а очевидных вещей, прямо указывающих на замысел, не замечали.

Культура адекватного восприятия любого месседжа есть отражение уровня культуры человека. Так что образ важен, но только тот, который создает автор. Собственно пост об этом.

Скоро будет и продолжение темы, но уже в более тесном семиотическом смысле.
Отповедь ваша шикарна, возраззить особо нечего, сижу в ожидании. ))0

Вот ввм как "Дживз и Вустер"? ))
Пелем Вудхаус описывал эпоху заката лондонских рантье. От этого и нужно плясать. Англичане это знают и понимают, кстати, а наш читатель, увы, нет. А вы возьмите сборник рассказов Вудхауза и увидите, как там фигурируют продавцы универмагов, чьи отцы были типичными джентльменами.

Но про Вудхауза будет со временем отдельный пост.
Буду рад почитать про Вудхауза!

namestnik

October 19 2014, 13:01:01 UTC 4 years ago Edited:  October 19 2014, 13:03:40 UTC

Так может он именно был как-то связан с немцами, вот и слинял... Правда, почему тогда в Англию, а не Германию.
Он хотел пробраться в Британской генштаб и исхитить секретны планы, а еще короля англицкого отравить. :)))
Гользм ещё к тому же и морфинистом был :-).
А какое это отношение имеет к Пуаро? Текст про Пуаро.
Ваша запись всё исчерпывающе и точно про Пуаро пояснила — сам вечно с этим сталкиваюсь, рассказывая про дезертира Пуаро.
И дамочки, насмотревшись сериала про него, всегда возмущаются, когда им о трусости его говоришь — в этом Вы, как всегда, абсолютно правы и совершенны :-).
А Гользм вначале записи Вашей упомининается и в ранней тоже — потому и упомянул.
Всего Вам доброго!

namestnik

October 19 2014, 13:06:07 UTC 4 years ago Edited:  October 19 2014, 13:06:33 UTC

Насколько помню, он и в рассказах особой храбростью не отличался. Парадоксальный образ пугливого детектива, видимо, держит интерес читателя.