papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Про адекватность восприятия. "Весь мир - театр", или оклеветанный Шекспир



Когда я слышу или читаю применительно к художественному произведению, что важно же не то, что написал, нарисовал или изваял автор, а тот образ, что сложился у меня в сердце (уме, голове), я вспоминаю историю с речением "Весь мир - театр", обычно приписываемый Шекспиру. Нет, спору нет, сказал это именно Шекспир, но вопрос не в этом, вопрос в том, что людишки, которым "важен образ", снабдили его изречение смыслом, прямо противоположным тому, что подразумевал Шекспир. По сути они его оклеветали.



Ведь что такое "Весь мир - театр" в понимании этих людей? Это мир под лозунгом: "Меняйся!" "Меняй маски!" Не будь самим собой, а именно меняй маски, притворяйся, бери себе чужие личины. Сегодня ты королевна, а завтра и императрицею сфотографироваться в фотосалоне можно. И не важно, что с мужем живете в двушке-хрущебе на новгородском проспекте Мира, ты и он прикинулись императором и императрицей. Ты расширяешь свои горизонты!



А что же писал Шекспир, этот ростовщик с отвратительными манерами и характером? Что написал Шекспир, что за спекуляцию зерном во время знаменитого лондонского голода попал под суд? Что написал Щекспир, на первой могильной плите были изображены огромные мешки с зерном и деньгами, а вовсе не перо и лист бумаги, как мы видим сейчас.? Что написал Шекспир, которого глупые людишки все пытаются уличить в том, что он был только ширмою какого-то высокородного господина, ибо не может человек столь низменных устремлений и так любивший деньги, писать сонеты и пьесы полные высокой философии?



Берем пьесу "Как вам это понравится" и читаем знаменитый монолог Жака:

Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той. Сперва младенец,
Ревущий громко на руках у мамки...
Потом плаксивый школьник с книжкой сумкой,
С лицом румяным, нехотя, улиткой
Ползущий в школу. А затем любовник,
Вздыхающий, как печь, с балладой грустной
В честь брови милой. А затем солдат,
Чья речь всегда проклятьями полна,
Обросший бородой, как леопард,
Ревнивый к чести, забияка в ссоре,
Готовый славу бренную искать
Хоть в пушечном жерле. Затем судья
С брюшком округлым, где каплун запрятан,
Со строгим взором, стриженой бородкой,
Шаблонных правил и сентенций кладезь,—
Так он играет роль. Шестой же возраст —
Уж это будет тощий Панталоне,
В очках, в туфлях, у пояса — кошель,
В штанах, что с юности берег, широких
Для ног иссохших; мужественный голос
Сменяется опять дискантом детским:
Пищит, как флейта... А последний акт,
Конец всей этой странной, сложной пьесы —
Второе детство, полузабытье:
Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.

Чуете, что тут пахнет вовсе не фотосалоном, где можно сделать фотосессию в "образе" императрицы? И в кабриолеты тут не сажают. Тут все очень даже просто: Хронос неумолим, и как вы, подобно мартышкам, не надевайте на себя маски, полумаски и масочки, конец будет один:

Конец всей этой странной, сложной пьесы —
Второе детство, полузабытье:
Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.

У Пушкина сказано еще короче:

И всех вас гроб, зевая, ждет,
Зевай и ты.

Каково?! Ростовщик Шекспир занялся своим любимым делом - сталкивать лондонских дамочек самого высокого полету в сточные канавы за несвоевременную выплату долгов по закладным. Он еще их и обкладывал при этом распоследними словами. А тут он, оказывается дотянулся проклятущий до целой своры духовно богатых дамочек, посещающих фитнесс-центры и психологов, т.е. раздвигающих свои горизонты и меняющих свою личину быстрее, чем можно поменять пару перчаток.

Это вам не нацеленность на результат, это пыльный склеп, и то, коли повезет - многих так просто в урночку и в колумбарий. Постоит стеночка годков тридцать и упадет вместе с содержимым. И всех активных и успешных тетя Клава, местная дворничиха, сметет в совок, а потом в ведерочко, приговаривая: "Ишь пылищи-то сколько!"



А вы дальше продолжайте деланно улыбаться, ненавидя в душе своих сотоварищей по несчастью. А кто в этом виноват? Шекспир? Пушкин? Вот они уж совсем не виноваты. Виноваты вы, что не удосужились прочесть этот монолог Шекспира, вникнуть в его смысл, а вместо этого создали себе обманку "Весь мир - театр!"



Так что поделом тетя Клава сметет вас со временем в помойное ведро. Вы сами стали на дороженьку, по которой ходит Хронос, сокрушая все на своем пути. А вы дальше "меняйтесь", только помните, вы вовсе не протеи, вы смертны. Вот в чем вся шутка или штука.

Для интересующихся. Это мотив в искусстве барокко называется Vanitas, тщета, тщетность.



И для тех кто любит, показать, что он не просто так помойки вылез, а тоже преставление имеет. Когда Шекспир умер, все жители Страдфорда, а должны ему были практически все, устроили радостную трехдневную попойку. Как у англичан положено, с мордобоем. Но уже через три месяца после похорон, в Страдфорде предприимчивые людишки стали проводить за деньги по мемориальным шекспировским местам. Т.е. при жизни Шекспира никто и не сомневался в том, что его произведения написаны им самим. Многие просто были свидетелями создания некоторых его произведений. Т.е. он внезапно прекращал гоняться с палкой за должником, а брал угольный карандаш и на особой бумажке записывал стихи. Если у вас комплекс неполноценности, и вы его сублимируете посредством поддержания идеи, что Шекспир не писал своих произведений, я спорить не буду, воля ваша, но приверженность этой пасмурной теории многое говорит о ваших личностных качествах. Обычно таких людей сторонится должно.
Tags: Думы, Книгочейское, Просвещая наставляй