papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Про чувства

В мире среднего класса не может быть сильных чувств.

Сильные чувства бывают у бедных и богатых. У бедных от того, что каждый день борются за кусок хлеба, у вторых - от скуки и обилия финансовых избытков.

У среднего класса на сильные чувства нет ни времени, ни денег, да и за кусок хлеба ему биться не приходится. Этакий студень человечества, зельц некий.

Есть еще буржуа. Но это разговор особый.
Tags: Думы, Записки на манжетах
В любом правиле есть исключения.
Тут, увы, нет. Всякий представитель среднего класса, вознамерившийся испытать сильные чувства, сразу вылетит из него.
Я пока у богатых только нечеловеческую Скуку наблюдала, хотя, может это не те богатые?

papa_gen

April 2 2012, 10:43:37 UTC 7 years ago Edited:  April 2 2012, 12:03:28 UTC

Смешно показывать сильные чувства в Барвихе или Жуковке. Совершенно очевидно, что Жуковка - та самая деревня, где жил дедушка Ваньки Жукова Константин Макарович. Ну, а Барвиха так и вовсе шваброй с половой тряпкой отдает.

Сильные чувства показывают на Ривьере, в Куршавеле, на Мальдивах и Сейшелах. Там пучина страстей, там шторм эмоций, а здесь только место накопления избытков и скуки.
Про Жуковку - это точно! В Барвихе бываю только проездом насквозь ;) Скука наблюдалась аккурат на Мальдивах в One&Only, не спасали никакие развлекухи, скука внутри жила у человеков.
One&Only - формат такой. Неспешное убивание времени и любование закатами.
На самом деле, глубоко под спудом, сильные чувства у среднего класса есть. И когда эти чувства вырываются на свободу, обычно происходят всякие социальные катаклизмы.
У среднего класса и под спудом (гнетом) нет сильных чувств. А катаклизмы устраивают бедные, богатые или буржуа. Тогда средний класс очень быстро беднеет и сразу обзаводится сильными чувствами - жрать-то хочется.
Вы, видимо, анатомировали представителей среднего класса, и обнаружили, что у них вместо души - пар.
Для обнаружения этого факта вовсе не обязательно заниматься вивисекцией.

Берем Францию 17 века, что постоянно сотрясалась мятежами знати. Фронда есть проявление сильных чувств знати. Буржуев еще было мало, да и бедняков-горожан тоже. Потому помимо знати во Франции бунтовали в основном крестьяне. Но крестьянин бунтует до нового урожая. Урожай пошел, жить можно, так и бунтовать к чему?

Замечу, что буржуй начинает бунтовать тогда, когда дела и без того идут плохо, а тут еще государство вовсю палки в колеса вставляет.

Далее, конец 18 века - 19 век. Тут вовсю с сильными чувствами оторвались. И знать, и жирные коты, и буржуи, и примыкавшие ко всем горожане-бедняки. Но появилась предтеча современного среднего класса - рантье. Им никакие сильные чувства свойственны не были, разве что недорогая содержанка из полусвета.

Вторая половина 20 века - расцвет среднего класса. Городская беднота наконец-то перестала каждый день думать о куске хлеба. И оказалось, что никаких иных сильных чувств у нее и не было.

Замечу, что число активной буржуазии, т.е. непосредственно ведущей свои бизнесы, сильно сократилось. Нынче это в основном рантье. Правда, есть еще и активные буржуа. Там сила чувств доходит до такого накала, что люди на себя руки накладывают. Классический пример - самоубийство восьмого по богатству немца, могула цементного производства, владельца "ГейдельбергЦемент" в 2008 году. Ему почему-то взбрело в голову, что его концерн обанкротится, вот он под поезд и бросился. Самое смешное, что в тот момент, когда он бросался под поезд, его секретарша положила ему на стол бумагу от ДойчеБанка, что спасала концерн от банкротва.

Ну, а знать таперича и вовсе государственные дела забросила, погрузившись по уши в сомнительные аферы, бизнесом, короче, занимается. Не до фрондерства ей.

А средний класс не способен к сильным чувствам. Причин нету.

Я, конечно, сильно все упрощаю, но суть именно та.
Я не уверен, что только революцию или мятеж можно считать социальным катаклизмом. Девальвация некоторых нравственных понятий - тоже катаклизм. Гегемони среднего класса в литературе и других искусствах - сугубый катаклизм. Это же страшно. Буржуй приходит в оперу на "Онегина" и невольно хочет быть похожим на аристократа-заглавного героя, во фраке и проч. А представитель среднего класса хочет, чтобы Онегин на сцене носил ублюдочный офисный лапсердак, то есть - был бы похожим и понятным ему, планктону. Ну, это так, пример.
Фишка в том, что буржуй умеет носить фрак и понимает сильные чувства главного героя, пусть и в несколько огрубленной форме, ибо он сам их ощущал эти сильные чувства. А вот средний класс никогда не поймет Онегина, ибо ни он, ни кто-либо из его окружения никогда таких чувств не испытывал. Нет, там могут наличествовать картонно-бутафорские эрзацы, но это все не то. Удел среднего класса - кефир, несмелый супружеский секс, планирование семьи. Ну, кто-то еще добавляет к этому т.н. "клубную жизнь". У кого-то желание сильных чувств к сорока годам превращается в тихий бытовой алкоголизм.

Этим человечество расплачивается за отсутствие бунтов и мятежей. Это и есть то самое умягчение нравов, о котором любили рассуждать философы 19 века.
Ну вообще похоже, да. Только алкоголизм и прочие неудовлетворенности - они ведь как раз от чувств под спудом. Мне так всегда казалось.
Ничуть. Каждый человек проходит пору юношества, когда в груди горит огонь желаний. Каждый. Но очень скоро, у большинства людей огонек тухнет. Остается тление некое и дымок. Потом и они пропадают. Вот человек и пытается получить замену этого самого тления вкусной и питательной водочкой или пивком, висками опять же. Отнимите у анонимного алкоголика вещества по расширению личностных горизонтов, и окажется, что ни неудовлетворенностей, ни особливых чувств у него нету.