7 мая 1825 года умер Антонио Сальери (1750-1825), один из величайших композиторов в истории музыки. Именно с него начался новый этап в развитии музыки. Коли перечислить всех композиторов, что были его учениками, многие будут удивлены. Но главный и любимый ученик Сальери - Бетховен.
Когда Бетховену было уже 39 лет, Сальери помог ему справится с написанием оперы "Фиделио". У Бетховена получились настолько сложные партии, что ни один человек просто в силу физиологии их не мог исполнить. Сальери переписал некоторые партии этой оперы, а две арии были написаны целиком Сальери. При том так, что историки музыки до сих пор не могут понять какие. Т.е. совершенно невозможно понять, где Бетховен, а где Сальери.
Учениками Сальери были композиторы нескольких поколений: Ференц Лист, Жак Мейербер, Ян Непомук Гуммель, Йозеф Вайгль, Игнац Мозель (ставший и первым биографом своего учителя); помимо Бетховена, и его собственные ученики — Карл Черни и Фердинанд Рис, высоко ценимый Гайдном и Моцартом Йозеф Эйблер и учившийся прежде у Моцарта Франц Ксавер Зюсмайер, будущий учитель Антона Брукнера Симон Зехтер и многие-многие другие... Ему Констанция Моцарт отдала на обучение своего сына Франца Ксавера Вольфганга. Искусству пения у Сальери учились многие выдающиеся вокалисты того времени, в том числе Анна Мильдер-Хауптман, первая Леонора в бетховенском «Фиделио».
Ну, а если говорить о Сальери и Моцарте, то при жизни они были друзьями. Просто получилось так, что после смерти Моцарта Сальери остался в Вене один и спустя короткий срок стал не только первым композитором при венском дворе, но и вообще первым композитором Европы. Это "возвышение" Сальери и стало причиной нелепых слухов и сплетен о его причастности к смерти Моцарта. Мол, Сальери это было выгодно... Но беда в том, что Сальери расцвел как композитор и основоположник новой европейской романтической музыки уже после смерти Моцарта. "Цезарь в Фармакузе" был написан и поставлен в 1800 году.
Собственно, "Цезарь в Фармакузе" и делит творчество Сальери на два периода: период барокко и период романтизма, основоположником которого в музыке он и был.
Вполне барочный концерт, написанный молодым Сальери в 1770 году.
"Цезарь в Фармакузе" был переворотом в музыке, подобного которому не было ни до, ни после. В один день вся прежняя музыка стала бесконечно устаревшей. Тут еще есть влияние барокко, но уже слышно, откуда есть пошла героическая симфония Бетховена. В принципе, она и родилась из "Цезаря в Фармакузе".