papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Про Черчилля и нападение Германии на СССР


Сэр Уинтсон Леонард Спенсер-Черчилль. Фото 1895 года

Из воспоминаний Уинстона Черчилля.

«В пятницу вечером, 20 июня, я выехал один в Чекерс. Я знал, что нападение Германии на Россию является вопросом дней, а может быть, и часов. Я намеревался выступить в субботу вечером по радио с заявлением по этому вопросу. Разумеется, мое выступление должно было быть составлено в осторожных выражениях, тем более что в этот момент Советское правительство, в одно и то же время высокомерное и слепое, рассматривало каждое наше предостережение просто как попытку потерпевших поражение увлечь за собой к гибели и других. Поразмыслив в машине, я отложил свое выступление до вечера воскресенья, когда, как я думал, все станет ясным. Таким образом, суббота прошла в обычных трудах.

За пять дней до этого, 15 июня, я послал президенту Рузвельту следующую телеграмму:

Бывший военный моряк — президенту Рузвельту

«Судя по сведениям из всех источников, имеющихся в моем распоряжении, в том числе и из самых надежных, в ближайшее время немцы совершат, по-видимому, сильнейшее нападение на Россию. Главные германские армии дислоцированы на всем протяжении от Финляндии до Румынии, и заканчивается сосредоточение последних авиационных и танковых сил.
Карманный линкор «Лютцов», высунувший вчера свой нос из Скагеррака и моментально торпедированный самолетами нашей береговой авиации, вероятно, направлялся на север, чтобы укрепить военно-морские силы на арктическом фланге.

Если разразится эта новая война, мы, конечно, окажем русским всемерное поощрение и помощь, исходя из того принципа, что враг, которого нам нужно разбить, — это Гитлер. Я не ожидаю какой-либо классовой политической реакции здесь и надеюсь, что германо-русский конфликт не создаст для Вас никаких затруднений».

Американский посол, проводивший уик-энд у меня, привез ответ президента на мое послание. Президент обещал, что, если немцы нападут на Россию, он немедленно публично поддержит «любое заявление, которое может сделать премьер-министр, приветствуя Россию как союзника». Уайнант передал устно это важное заверение.

Когда я проснулся утром 22 июня, мне сообщили о вторжении Гитлера в Россию. Уверенность стала фактом. У меня не было ни тени сомнения, в чем заключаются наш долг и наша политика. Не сомневался я и в том, что именно мне следует сказать. Оставалось лишь составить заявление. Я попросил немедленно известить, что в 9 часов вечера я выступлю по радио. В этот момент ко мне в спальню вошел с подробными известиями генерал Дилл, поспешивший ко мне из Лондона. Немцы вторглись в Россию на широчайшем фронте, застигли на аэродромах врасплох значительную часть советской авиации и, по-видимому, двигались вперед с огромной быстротой и стремительностью.

Начальник имперского генерального штаба добавил:

«Я полагаю, что они огромными массами будут попадать в окружение».

Весь день я работал над своим заявлением. Я не имел времени проконсультироваться с военным кабинетом, да в этом и не было необходимости. Я знал, что в этом вопросе мы все мыслим одинаково. Иден, лорд Бивербрук и сэр Стаффорд Криппс — он покинул Москву 10 июня — также находились со мной в течение всего дня.

В данной связи может представить интерес рассказ моего личного секретаря Колвилла, дежурившего эту субботу и воскресенье в Чекерсе.

«В субботу, 21 июня, я приехал в Чекерс перед самым обедом. Там гостили г-н и г-жа Уайнант, г-н и г-жа Иден и Эдуард Бриджес. За обедом Черчилль сказал, что нападение Германии на Россию является теперь неизбежным и что, по его мнению, Гитлер рассчитывает заручиться сочувствием капиталистов и правых в Англии и в США. Гитлер, однако, ошибается в своих расчетах. Мы окажем России всемерную помощь. Уайнант сказал, что то же самое относится и к США.
После обеда, когда я прогуливался с Черчиллем по крокетной площадке, он вернулся к этой теме, и я спросил, не будет ли это для него, злейшего врага коммунистов, отступлением от принципа. Черчилль ответил: «Нисколько. У меня лишь одна цель — уничтожение Гитлера, и это сильно упрощает мою жизнь. Если бы Гитлер вторгся в ад, я по меньшей мере благожелательно отозвался бы о сатане в палате общин».

2. На следующее утро я был разбужен в 4 часа телефонным звонком из министерства иностранных дел, откуда сообщили, что Германия напала на Россию. Премьер-министр всегда говорил, чтобы его не будили ни в коем случае, разве только если начнется вторжение (в Англию). Поэтому я отложил сообщение до 8 часов утра. Единственным его замечанием было: «Передайте на радиостанцию БРК, что я выступлю сегодня в 9 часов вечера».

Он начал готовить свою речь в 11 часов утра и, если не считать завтрака, на котором присутствовали сэр Стаффорд Криппс, лорд Крэнборн и лорд Бивербрук, посвятил ей весь день... Речь была готова лишь без двадцати девять».



PS. Чтобы снять вопросы, я к Черчиллю отношусь без особого пиетета. И определенная доля вины за вторую мировую лежит и на нем.

Tags: die kunstkammer
...Советское правительство, в одно и то же время высокомерное и слепое, рассматривало каждое наше предостережение просто как попытку потерпевших поражение увлечь за собой к гибели и других.

И это после того, как они сами вскормили Гитлера и напустили его на Европу!
Ну, вскормили Гитлера, если говорить прямо, немецкие промышленники, которых просто достало, что немецкие банки, снявшие все сливки с первой мировой войны и став чуть ли не ведущими банкирами мировой торговли, крайне неохотно кредитовали промышленность самой Германии. Но вот остановить Гитлера Англия могла спокойно. Достаточно было жесткого ответа в 36-м году в ответ на введение вермахта в Рейнскую область и правительство нацистов пало бы - генералы ждали этой реакции, чтобы начать переворот.
"Вскормили" в самом общем плане.
Скорее не остановили. Посчитали его выгодным для себя. А потом по шапке и получили.
Вы начитались Резуна?
А Резун тут при чем? Это цитата из Черчилля. Это - характеристика, данная советскому правительству Черчиллем.
"они сами вскормили Гитлера и напустили его на Европу" - Черчилль такого не говорил, насколько мне известно?
Вы отрицаете потворство Гитлеру со стороны Британии в 1933-39 гг.?
Эта фраза относится к Советскому правительству, как я понял?
Нет, эта фраза относилась к Британии и лично к Черчиллю. Почему вы в ней уловили намек на Сталина, вам виднее. Вероятно, у вас есть веские причины полагать, что Сталин потворствовал Гитлеру и даже способствовал его приходу к власти. Надеюсь, вы с нами поделитесь этими соображениями.
Речь в цитате Черчилля шла о Советском правительстве. Поэтому и комментарий к этой цитате я отнёс к нему же.
Если ошибся - приношу извинения автору реплики.
Это Вы про него что ли говорите, который, будучи «потомственнейшим хрен знает каких веков отродясь аристократом Черчиллем» приполз на коленях своих к черножопому Сталину, забыв о дворянстве своём и умоляя его о милости и прошении вместе с Рузвельтом?
http://atomiya.livejournal.com/1394193.html
И дважды приполз с америкосом к властителю земель русских, дворянин потомственный — в Тегеран и в Ялту.
Так что как-то вот так криво получается — дворянин на коленях да к холопу.
Увы.
Не мне и не Вам.
Жизни.
>определенная доля вины за вторую мировую лежит и на нем.
Он же не у дел в 30-х был.
Скорее на британских политиках в целом. До поры, до времени Гитлер был им выгоден.
Потом не хотелось конфликтов.Да и возможностей остановить у них было немного...