papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Пустился во все тяжкие



Л. Н. Толстой (1856). Фотография С. Л. Левицкого

В декабре 1855 года Лев Николаевич Толстой приехал в Санкт-Петербург. Остановился он на квартире Ивана Сергеевича Тургенева. Там его и увидел в первый раз Афанасий Афанасьевич Фет, приехавший в город на закупку продуктов для празднования своего полка. Весьма примечательно описание А.А. Фетом своего визита в квартиру И.С. Тургенева, поскольку в нем раскрыты некоторые обстоятельства начала работы Льва Николаевича над повестью "Два гусара".

Тургенева я нашел уже на новой и более удобной квартире в том же доме Вебера, и слугою у него был уже не Иван, а известный всему литературному кругу Захар. Тургенев вставал и пил чай (по-петербургски) весьма рано, и в короткий мой приезд я ежедневно прхиодил к нему к десяти часам потолковать на просторе. На другой день, когда Захар отворил мне переднюю, я в углу заметил полусаблю с анненской лентой.

- Что это за полусабля? - спросил я, направляясь в дверь гостиной.

- Сюда пожалуйте, - вполголоса сказал Захар, указывая налево в коридор. - Это полусабля графа Толстого, и они у нас в гостиной ночуют. А Иван Сергеевич в кабинете чай кушают.

В продолжение часа, проведенного мною у Тургенева, мы говорили вполголоса из боязни разбудить спящего за дверью графа.

- Вот все время так, - говорил с усмешкой Тургенев. - Вернулся из Севастополя с батареи, остановился у меня и пустился во все тяжкие. Кутежи, цыгане и карты во всю ночь; а затем до двух часов спит как убитый. Старался удерживать его, но теперь махнул рукою.

Цит. по А.А. Фет "Мои воспоминания".
Tags: die kunstkammer
ничто классику не чуждо...
:))

И цыганы тоже!
Молодость!!
Да уж... Кстати, это пребывание у Тургенева отражено и в "Двух гусарах". Двухнедельный кутеж "отставного кавалериста" Завальшевского, в ходе которого были прокучены "страшные тысячи", плюс еще история молодого Турбина и Лизы, которые многие считают намеком на историю Полины, дочери Тургенева, и Толстого. Историю чуть не закончившуюся дуэлью между Толстым и Тургеневым.
Сразу бросилось в глаза: вставал и пил чай (по-петербургски) весьма рано, потому что в Петербурге дворяне служили, а вне - зачем рано? вне Петербурга у дворян - "философский" образ жизни, созерцательный. Из-за таких достоверных штришков и читаешь мемуары.
Да. И из-за этого тоже. :))) Но мне этот кусок интересен именно тем, что описывает тот кутеж, что попал потом в "Два гусара". "Два гусара" вообще во многом благодаря этому гощению Толстого у Тургенева появились. И история с Лизой в повести появилась из-за ухлестывания Толстого за дочерью Тургенева Пелагией.
Да, конечно, но это, так сказать, "большие смыслы", хочется подчеркнуть маленькие, их и видно-то не всегда.
"их и видно-то не всегда"

+1!
Всё равно я не могу понять!
Ну, погулял ты в молодости на славу - и дай бог!
Но зачем, скажите, всё это записывать и потом давать почитать свои записи будущей жене?
А наставительность?
Слово какое нашли Вы - наставительность. Строгое и правильное.
А будь невеста Софья чуть по-мудрее (чего, впрочем, трудно ожидать в столь юном возрасте) да капельку по-решительнее! И получил бы граф свои записи с пожеланиями никогда более не видеть ни дневника сего, ни графа самого.
И пошёл бы опальный граф "искать по белу свету..." Жену он себе нашёл бы, всенепременно. Не сам, так родня постаралась бы. Только это была бы совсем другая история.