philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Pensieri

Небольшая цитатка изъ Паркинсона

И Шекспиръ, и Дрейкъ намного превышали достаточно высокiй среднiй уровень. Генiй Шекспира расцвѣлъ на фонѣ поколѣнiя людей, отлично творившихъ стихи и прозу. Дрейкъ доказалъ свое превосходство передъ поколѣнiемъ, сочетавшимъ предпрiимчивость съ мастерствомъ и упорствомъ. Но въ мире, где царило согласiе, когда рѣчь шла о достоинствахъ бѣлаго стиха и артиллерiи, навигацiи и мадригаловъ, во всемъ остальномъ согласiя было мало.
А вотъ когда это согласiе насчетъ мадригаловъ начало исчезать? Для пушкинской эпохи представима такая картина. Нѣчто воспринимается какъ безнадежно архаическое, и вопросъ о достоинствахъ торжественной оды или трагедiи въ александринахъ выносится за скобки (подъ раздачу попалъ не только Хвостовъ, но и Катенинъ со своей «Андромахой»). Одновременно, когда есть неясное томленiе и желанiе, чтобъ что-то этакое было написано, и что-то этакое выходитъ въ свѣтъ въ опредѣленномъ приближенiи, можно говорить и о третьемъ, футуральномъ членѣ одновременнаго существованiя нѣсколькихъ системъ. Одна воспринимается какъ уходящая, &c. — Ну и параллельно съ этимъ все время существуетъ массовое чтиво — его закономѣрности, вѣроятно, тоже весьма интересны. Я хотѣлъ бы имѣть книгу объ исторiи народнаго чтенiя. — Пропустимъ стадiю сознательнаго экспериментаторства въ попыткахъ конструировать будущее.
Сейчасъ — еще хуже. Даже и смотровую площадку толкомъ не выберешь. Даже и формулировку толкомъ не подберешь. Впрочемъ, о томъ, что у насъ передъ глазами, ничего знать мы и не можемъ. Есть, скажемъ, нѣсколько системъ — напр., «инновацiонный» стихъ, «классическiй» совѣтскiй стихъ и стихъ въ духѣ поэтики Бродскаго, — я намѣренно перечисляю то, чего не сталъ бы просто читать, къ этому можно еще кое-что прибавить, — и представители и поклонники этихъ системъ нисколько не нуждаются другъ въ другѣ и могутъ сколько угодно предаваться взаимному игнорированiю. Классическая ренессансная ситуацiя соревнованiя размывается — и въ гораздо большей степени, чѣмъ если бы общее поприще распалось на нѣсколько спортплощадокъ. Если ты не годишься для соревнованiя въ бѣгѣ на скорость, можно соревноваться въ медленности и неуклюжести.
А публикѣ остается слѣдить за этимъ мельтешенiемъ разинувъ ротъ. Тамъ, гдѣ поприще еще болѣе-менѣе едино и ситуацiя соревнованiя размыта не до конца (напр., длинный романъ), еще можно различить что-то сквозь дымъ и пламя. Но отсутствiе интереса къ поэзiи (у нея, по-видимому, меньше читателей не только въ долевомъ, но и въ абсолютномъ выраженiи по сравненiю съ эпохами, когда и населенiе, и процентъ грамотныхъ были значительно меньше), по-видимому, объясняется этой множественностью системъ.
Tags: pensieri
Небольшой комментарій: мадригалъ здѣсь - это не о литературѣ, а о (популярной) музыкѣ.
Спасибо.
*Я хотѣлъ бы имѣть книгу объ исторiи народнаго чтенiя. *

А. Рейтблат занимался, у него есть монография. коли не путаю.
Онъ — библiотековѣдъ, и анализа текстовъ у него нѣтъ. Кромѣ того, на очень узкомъ хронологическомъ промежуткѣ и только на россiйскомъ матерiалѣ.
есть еще у ненавистного мне Золотоносова монография о низовой антисемитской литературе - там есть анализ текстов, дающий интересные наблюдения об отдельных истоках "Мастера и Маргариты" и некоторых других произведений высокого ряда.

Во времена Пушкина существовало довольно узкое сообщество, которое само писало и само прочитывало всю вообще литературу. Текст признавался литературой и ранжировался консенсусом того же сообщества. Поэтому в нем шла борьба авторов, школ, стилей за наивышую оценку. Слабых авторов просто вышвыривали за борт.
Отсюда, кстати, тема непризнанного гения и амбициозной бездарности. Таких вышвырнутых было очень много, и пойти им было некуда.
Сейчас таких групп - сколько хочешь, и каждая воспроизводит ту же модель. В этих группах как раз и собрались бездарности и непризнанные гении. Собственно, гениев и некому признавать - никто не мотивирован перестраивать свое восприятие и ломать себя для того, чтобы освоить новый уровень искусства. Это - сложная и неблагодарная работа, гораздо интереснее выстраивать рейтинг в своих "уйутненьких" сообществах.

Сравнительно съ тѣмъ, что описываю я, Вы добавляете «новый уровень искусства». Въ это я какъ разъ не вѣрю — ну какой новый уровень сравнительно съ Вергилiемъ!
ну вот это как раз и существенная разница в убеждениях. Вы считаете искусство явлением физического мира - существующим как бы само по себе, человеку при этом доступно лишь открыть нечто. Или не открыть. Еовых сущностей не возникает со Дня Творения.
Не знаю, существуютъ ли новыя сущности съ дня творенiя, но новаго уровня съ Вергилiя не существуетъ, это точно.

О Вергилии вам просто не с кем спорить, его же никто, кроме вас, тут не читал.

Тогда остается только мнѣ повѣрить. Движенiе впередъ невозможно.

"Движенья нет!" - сказал мудрец брадатый : )

а почему обязательно двигаться вперед-назад? это спорт, а не искусство

Если вы узнаете что-то новое, вы имеете знаний больше, чем раньше. Так как человечество постоянно узнает что-то новое, его знания постоянно растут. Если считать точку с нулевым знанием началом, а точку со всеми знаниями обо всем - концом пути, то мы постоянно движемся по этому пути вперед.

мы ведь про искусство говорили, а не про науку. Хотя и про науку это не вполне- есть дерево направлений и их все больше и они все дальше расходятся друг от друга, ветвясь. В результате порой нельзя сравнивать двух ученых по параметру, "кто из них больше знает".
С искусством, на мой взгляд, еще сложнее - эстетические ценности не существуют в отрыве от людей, которые их воспринимают. Вергилий своих современников - это несколько иной Вергилий, чем тот, которого прочитал Фильтрий. Но в любом случае, это Вергилий возник не просто так - не внутри герметичной логики латинского стихосложения, а в ответ на некий запрос живых людей, живущих живую жизнь. И нет никаких оснований считать , что он является ответом, покрывающим все подобные запросы на все времена и на всех языках. Все-таки искусство - это не Бог.
Искусство - тоже форма увеличения знаний. Вергилий написал стихотворение - теперь римляне знают все то, что знали раньше, плюс это стихотворение.
точнее говоря - один из способов познания, альтернативный научному
Аналогичный научному. Альтернативный это, допустим, просто накопление чувственного опыта. А в поэзии, как и в науке, познание осуществляется при помощи разума.
не соглашусь.

ну и что, что разум?

научное познание предполагает мощную рефлексию и строгое следование логике
познание через эстетический опыт - как всякое интуитивное - это использует в заметно меньшей степени

познание через божественное откровение - и вовсе в этом не нуждается
Как вы разделите первое, второе и третье в в музыке База?

Ключевым тут является критерий познания с помощью разума, оно принципиально отличается от чувственного или мистического познания ("Благая весть" - тоже знание).

Кстати, научное познание не обязательно опирается именно не логику - оно все наполнено интуитивными решениями. И не факт, что в поэзии интуиции больше.

На литературном материале это труднее показать, но вот в музыке - все, как на ладони. Там четко видео, что открыл Григ, что Бах, что Моцарт, а что - Прокофьев. Раз движение вперед и развитие возможно в музыке, значит таковое возможно и в литературе.

Неужели никто изъ нихъ ничего не закрылъ?

Пожалуй, Шнитке - закрыл.

а что закрыл Шнитке?

Грига, Баха, Моцарта и Прокофьева.

Если считать поэзией тексты песен, то у нее очень много "читателей".
интересно, то, что мы сейчас считаем, наряду с прочим, высоким античным искусством - например, росписи всяческой керамики - считали ли таковым его современники?