philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Categories:

- - -

Недавно въ дружественномъ журналѣ была высказана мысль, что дискурсъ «СССР = Россiя» слишкомъ могучъ, ничего съ нимъ не подѣлаешь и надо писать, исходя изъ сего факта, стараясь не попасть въ коммунизмъ, чтобы какъ-нибудь не задѣть Россiю.

Я не думаю, что это справедливо. Но даже если это и справедливо — мужайтесь, о други, боритесь прилежно, пусть бой и неравенъ, борьба безнадежна.
Методологически дѣло очень простое. «Ну какъ же между Пушкинымъ и Чикатилою есть разница? У того и другаго по одному носу, два уха, два глаза, и сердце у обоихъ слѣва. На фонѣ столь фундаментальныхъ сходствъ всѣ различiя между Пушкинымъ и Чикатилою ничтожны, и Чикатило — это Пушкинъ сегодня».
Нѣтъ, и глаза и носъ у нихъ вставлены въ разный контекстъ. И потому даже очень большое количество сходствъ не должно обманывать.
Что такое СССР? Это жизнь (при всей условности слова въ данномъ случаѣ), построенная на основанiи марксистскаго принципа. Принципъ же этотъ заключается въ томъ, что послѣдовательно разрушаются скрѣпы, связывающiе человѣка съ жизнью, и она обезсмысливается: разрушается религiя, семья, частная собственность, образованiе, искусство, наука, общество. Одна изъ причинъ успѣшной реставрацiи совка — то, что онъ давалъ иллюзiю смысла прожитой жизни; большой части населенiя было слишкомъ страшно ее утратить, поскольку оно совершенно не умѣло находить его въ томъ человѣческомъ, что присутствуетъ все-таки въ жизни человѣка несмотря на внѣшнiя обстоятельства.
Современную РФ слѣдуетъ оцѣнивать по тому, какъ она относится къ этимъ сферамъ жизни. Самый ужасъ — съ обществомъ: какъ всей силой разрушались горизонтальныя связи въ СССР, такъ бьютъ по нимъ и въ РФ. Правильная политика заключалась бы во всемѣрномъ поощренiи горизонтальнаго взаимодѣйствiя: закрывать парткомы КПСС и передавать ихъ помѣщенiя обществамъ рыболововъ и автомобилистовъ. Все же ситуацiя лучше, чѣмъ въ СССР. Но съ внѣшней точки зрѣнiя она ухудшается.
Съ частной собственностью тоже не все благополучно. Но ударъ меньше, чѣмъ по обществу. И опять ситуацiя лучше. Какъ и съ образованiемъ — что бы ни говорили разные…
Что касается науки, то ее власть пытается выморить голодомъ и вытолкнуть на западъ. Не знаю, сознательное ли это желанiе либо просто отъ непониманiя того, что съ ней дѣлать и для чего она нужна. Думаю, второе болѣе вѣроятно. Однако же для гуманитарныхъ наукъ положенiе много лучше уже въ силу того, что марксизма больше нѣтъ.
Съ семьей есть положительныя подвижки (вродѣ нормы, разрѣшающей не свидѣтельствовать противъ родича). Но тутъ все запутано, и семья коммунизмомъ была очень сильно разрушена, и не слишкомъ намъ нужную ювенальную юстицiю тоже приплели — такъ что здѣсь я не сталъ бы пока характеризовать картину въ цѣломъ).
Относительно искусства и культуры — на нѣтъ и суда нѣтъ. Къ старому наслѣдiю отношенiе плохое. О религiи писать не буду.
Такимъ образомъ, мы видимъ много улучшенiй, но они были одномоментно внесены самимъ фактомъ крушенiя марксизма. Сознательныхъ улучшенiй мало, ухудшенiй — много.
Добавлю еще одно. Марксизмъ — либо ментальная болѣзнь, либо уголовное преступленiе. Потому мнѣнiя марксистовъ о марксизмѣ настолько же релевантны, какъ мнѣнiя преступниковъ по вопросамъ криминалистики или сумасшедшихъ — психiатрiи.
О типологiи совковъ будетъ чуть позже.
Tags: pensieri, реакціонное
1
в СССР жили?
и что же в этой жизни вызвало столько негатива ?

А гдѣ Вы увидѣли негативъ? Это описанiе. Или Вы будете утверждать, что частная собственность была разрѣшена, къ религiи относились нейтрально, а московскiе памятники въ 30-хъ гг. не трогали?

Re: А ВЫ

luciusvorren

May 11 2015, 21:07:46 UTC 4 years ago Edited:  May 11 2015, 21:08:37 UTC

в СССР до Хрущевский реформы с частной собственностью все было примерно как в сейчас в Китае.
Советский период - он разный.
Я встретил перестройку уже окончив школу , и ничего плохого о той стране не помню.
Только хорошее. Религия меня тогда не интересовала и частная собственность тоже.

зы. интересно , заметил что белые и красные в внутри страны примирились.
А вот эмигранты все воюют.
Лопатников ленточку георгиевскую разоблачает , дескать она гвардейская и неча примазываться.
Вы вот частную собственность и религию припомнили.
Ну воюйте ... караван идет ... собака лает ветер носит ...
А чего мнѣ воевать? СССР нѣтъ. РФ, повторяя его, отправится туда же. Безъ моей помощи.
ну так вы же воюете.
Ваш приятель из дружественного журнала прав.
И он судя по всему чувствует , что в России гражданская война красных с белыми закончилась.
Коммунисты и монархисты вместе на одной войне в одних окопах кровь смешали.
Вы к этому не причастны , и не чувствуете - раз настаиваете на продолжении банкета.
Дело ваше.
Либерализм победил во всем мире.
Это на сегодня господствующая идеология.
Но это не конец истории.
РФ отправится вслед за СССР вполне возможно , но приведут к этому те же , кто свергал царя , кто свергал коммунистов.
И первый и второй раз деятельность этих людей привела к катастрофе , развалу , разграблению.
Эти власовцы - временные , а красным с белыми сегодня делить нечего , у них общий враг.
Коммунисты и монархисты вместе на одной войне в одних окопах кровь смешали.

Год назад действительно так казалось.

Но потом и белые и красные стали представлять опасность олигархам. И включили Кургиняна. И теперь совершенно нормально читать статьи типа "Пролетарский Донбасс отверг белогвардейца Гиркина" и т.п.

Так что, увы, делаются очень большие усилия, чтобы русское общество продолжать держать расколотым.
читать то можно , только кто ж с этим согласится ?
Никто.
Есть "красный" Мозговой , есть "белый" Стрелков.
У них меж собой разногласий нет.
Увы, Стрелков уж давно не в Донбассе.

Конечно, хочется надеяться, что в окопах эти различия не имеют значения. Из Москвы я слышу только вой кургинят.
в СССР до Хрущевский реформы с частной собственностью все было примерно как в сейчас в Китае

Вы тоже считаете, что артели сталинских времен это частная форма собственности? И что артельщики=предприниматели?
да ладно вам ерунду обсуждать
уничтожил потребкооперацию , частное домашнее хозяйство (ограничение 10 соток ,а было до гектара), уничтожил частную инициативу через огосударствление артелей.
http://luciusvorren.livejournal.com/174175.html
1. это были крохи
2. позже эти крохи восстановили - но дела это не меняет

вообще, при обследовании кузнечно-прессового оборудования редко нужен микроскоп
сначала изучите вопрос потом пишите.
Это не были "крохи" , это было 80% того что потом у нас называлось "легенькой промышленностью".
Какое частное домашнее хозяйство?

Форма собственности земли не была частной.
я имел ввиду домашнее крестьянское хозяйство.
Я, конечно, много чего не знаю. Но вот что я знаю точно, что артельная собственность не была частной. Это был отдельный вид социалистической собственности.

А то некоторые и колхозы именуют "крестьянскими кооперативами" и говорят чуть ли не о высшей стадии фермерского хозяйства в сталинское время.
чувствуется некое пренебрежение.
А между тем артели выпускали весь спектр продукции от патефонных иголок до станков и телевизоров.
И это была негосударственная форма собственности.
А если это негосударственная форма собственности - то какая она по вашему?
:)
артели? телевизоры? это какие же, позвольте спросить? и в каких количествах?
а вы по ссылочке-то видимо не потрудились пойти и почитать?
Тогда и глупых вопросов не нужно было бы задавать...
ну вопросы не глупее ваших умозаключений, коли на то пошло

да, поглядел про телевизоры:

*Основанный 20 сентября 1928 года в г. Ленинграде завод под названием «Артель Прогресс-Радио» явился первенцем в отечественном радио- и приборостроении.
1930 год – завод освоил выпуск первых ламповых радиоприемников,
1935 год – произведены первые радиолы,
1939 год – выпущен первый отечественный телевизор с электронно-лучевой трубкой.*

в общем, эти телевизоры только на политехнический музей хватило... никакого значения в масштабе страны они не имели, что я и предположил своим вопросом. Да и все остальное - это мелочь. Но даже не в том суть, а в том, что между советской кооперацией и частным предпринимательством примерно такая же разница, как между колхозом и частным фермером. И не надо натягивать сову на глобус.
да таким как вы хоть золотом на голубом - всё говно.
Ну всё, пошла в ход тяжёлая артиллерия -- аргумент ad hominem.
а что можно ответить?
Ну ладно ткнули носом - артель в СССР выпускала телевизоры. Не поспоришь...
Но телевизоры были "не той системы" (народ не тот) , и значения они не имели оказывается.
Ничего что системы связи для танков времен войны выпускались артелью. Устанавливались Т-34 и другие.
"Значения не имели в масштабах страны".
А что же тогда имеет значение в контексте этого спора?
Что имеет значение сегодня в "масштабах страны" ?
Какое-то ООО из Мухосранска выпускает оптические датчики , которые устанавливаются на ракеты , используются на спутниках и т.д.
Имеет это ООО значение в "масштабах страны" ?
Не имеет.
Не будет этого ООО , будет другое.
Но главное в нашем споре , что такое ООО есть , а артель была.
Пренебрежения к артелям у меня нет.

Есть пренебрежение к тем, кто считает, что если не государственная - то частная.
Было такое понятие - многообразие форм социалистической собственности. Так вот там была себе и личная, и артельная, и кооперативная. А частной вот как раз и не было. Надо объяснять разницу между частной и артельной?
вы лучше разницу между артельной , кооперативной от государственной сформулируйте.
И тогда все вопросы у вас сами собой отвалятся.
Начнем с того , что артель министерству напрямую не подчинялась , госплану тоже , номенклатура выпускаемой продукции утверждалась артелью.
Что такое артель?
Товарищество с коллективной ответственностью и участием в доходах - на основе "круговой поруки".
По сути ООО.
Артельная и кооперативная собственность составляется из паев артельщиков / кооператоров. Действительно, похоже на ООО. Принципиальное отличие от частной собственности - отсутствие эксплуатации третьих лиц.

Т.е. в ООО также может работать сам учредитель и, скажем, его жена - но обычно есть и наемные работники.

Насчет подчиненности артелей Госплану, утверждения номенклатуры и т.п. - я здесь утверждать ничего не могу, но на мой взгляд, либо "номенклатура выпускаемой продукции утверждалась артелью" - либо "80% легкой промышленности".
80% легонькой промышленности это стало после "укрупнения" и национализации.
А какая разница, напрямую, или через Роспромсовет ? Это я к тому, что он создан преобразованием Управления промысловой кооперации при СМ РСФСР - и все точно так же, с пятилетками и семилеткой (ну, ее не успели осуществить - упразднили, что да, то да :-)). У меня дед работал как раз плановиком в Роспромсовете (когда тот существовал), и думаю - ничем от других плановиков из министерств его место работы не отличалось: потребное образовние одинаковое, он до войны вуз закончил, также в последние годы до пенсии, уже после упразднения Роспромсовета, характер работы его не изменился, насколько знаю (это все до моего рождения было еще).
Ну я в СССР жил, и, надо сказать, большую часть жизни в нем прожил. А после его конца я еще пожил в нескольких нормальных странах, без коммунистического прошлого, т.е. могу сравнивать. И СССР ничего кроме негатива у меня не вызывает, и мне крайне трудно представить знающего и вменяемого человека с иным отношением к СССР.
я сомневаюсь что вы сами достаточно вменяемы чтобы судить об этом.
На основании чего вы делаете такой вывод об психическом здоровье вашего собеседника?
на основании того , что по себе он судит всех остальных.
И ему "трудно представить" . что есть "вменяемые люди" которые думают по другому.
То есть , он этим самым всех кто с ним не согласен объявляет невменяемыми и незнающими людьми.
Это неадекватность по моему.
Не потому что я с ним несогласен , на этом основании я б не делал выводов о его вменяемости. А именно потому что он считает всех несогласных с ним невменяемыми.
Меня удивляетъ Ваша обида: Вашу же монету вернули даже безъ процентовъ. Чтò я думаю о Вашихъ мысляхъ, полагаю, Вы знаете.
все было наоборот и никаких обид :)
Перечтите свою первую реплику.
она ведь была ответом на его реплику :)
так что она не первая.
Нѣтъ, то, что Вы вначалѣ мнѣ написали. Тамъ было о томъ, что вмѣняемаго человѣка съ моими взглядами Вы даже представить себѣ не можете. Впрочемъ, для краснаго Вы еще — образецъ вѣжливости.
я этого не писал.

enzel

May 11 2015, 20:21:37 UTC 4 years ago Edited:  May 11 2015, 20:26:57 UTC

Да, но мягко. Совок вводили массовым насилием, унижением и страхом. И момент качественной деградации социума в результате стратоцида. Вопрос же о том, что теперь будет и что в принципе возможно - открыт. Открыт он потому, что такой степени разрыва с нормой и провала в аномалию, при столь долгом в ней пребывании и, соответственно, столь долгой и мощной деформации, в цивилизованном (христианском) мире на наблюдалось. Возможна ли регенерация, до какой степени, или восстановление возможно только в результате внешних целенаправленных воздействий? Я склоняюсь к последнему.

_nekto

May 11 2015, 20:36:56 UTC 4 years ago Edited:  May 11 2015, 20:37:43 UTC

Так мэтр и пишет, что действия русских должны быть внешними относительно всех имеющихся корпораций.


Полагаю, что русские должны выступать как анонимная вненациональная сила – то есть именно так, как по отношению к ним действуют вот уже сто лет. Тогда противник будет дезориентирован и начнет пропускать удары самые детские.
Писал некоторое время тому назад. С тех пор его дискурс разительно поменялся.
Это он писал уже "по ходу смены дискурса".
Ну понятно, что одномоментно такие перемены не происходят, могут быть даже возвраты. Но будем благодарны за ценности прошлого.

_nekto

May 11 2015, 21:02:22 UTC 4 years ago Edited:  May 11 2015, 21:03:46 UTC

Если бы и так, тогда тем более данная, процитированная постановка верна. Так что я не понял, чего Вы сменили тему на критику дискурса. Я-то сказать хотел ту вещь, что, вот, есть такая штука, "внешней силой" может быть только сами русские, их сообщество.
"Внешней силой" может быть только Сила. Участие в ней на каких-то условиях русских было бы естественно и желательно, однако пока их нет. Есть вчерашние "носопыркины", ребрендированные не называемым автором в русских по совершенно конъюнктурным, несущественным основаниям.
"Внешней силой" может быть только Сила.

Вы про утят чтоли? Прочих друзей на Западе у русских нет.
Кому нужно сообщество геймеров под водительством пожилого блогера?
И правда.

На самом деле, многие черты СССР были сформированы цепочкой Первая Мировая - Гражданская - Вторая Мировая. С одной стороны, без коммунизма Россия не выдержала бы Второй Мировой. С другой стороны, напали бы немцы, не будь коммунизма? Можно долго обсуждать в смысле яйца и курицы.
К концу войны страна представляла из себя военный лагерь. Те люди, которые могли составить хотя бы простые формы общественной жизни, были просто убиты на войне.
По идее, сразу после войны нужно было бы создавать что-то вроде нынешних НКО, которые занимались бы чем угодно, любой общественной деятельностью. Фантастика, конечно. Но общественную жизнь в России прикончила не столько коммунизм, сколько война.
Ведь даже внутри коммунизма до войны все бурлило, а после - цемент и гранит.
С другой стороны, много ли погибло? Что там было до революции? Какие такие общества? Революция и была той общественной жизнью, ну что выросло, то выросло.

Если Вы думаете, что до революцiи ничего не было, Вы ошибаетесь.

Было, но сколько? Если страна на 85% состояла из крестьян? А в оставшихся 15% сколько под общественной деятельностью понимало именно посещение марксистского кружка?
Русофобская травля правительства во время войны с Японией и патриотическая истерия в 1914-м хорошо показывают качество того общества.
В конце-концов, русское общество перед революцией было нищее, его все могла купить с потрохами одна лишь компания Юнайтед Фрутс или любой из крупных европейских банков. Что ж, и купили.
Но если бы не было гражданской войны и большевистского террора, Второй Мировой, то, что было и развивалось до революции, дало бы плоды и новые ветви. Но все это было выжжено войнами.

Многие, кстати, рассуждают так, будто и вправду считают, что история России началась примерно в марте 1917; отсюда все эти "Лучшие менеджеры" и проч.; а такая парадигма оттого, что в подавляющем большинстве люди не знают своего происхождения - следы стерлись за советское время тотально. В лучшем случае человек знает, что "дедушка приехал в 1936 году в город, устроился на завод; потом служил срочную; потом война, потом встретил бабушку и т.п.". А откуда дедушка, кто его родители, чем занимались - это никому не известно, да никто и не хочет этого знать - потому что "дедушка в детстве гусей пас и на сеновале ночевал, а в 1955 году ему квартиру дали на ул. Урицкого в сталинском доме!"

Поверьте, это не тот случай.
Безотносительно масштаба общественной жизни в РИ - (сегодня) важнее не её тогдашний размер, а свершившееся в ссср: "лужайка", на которой паслась та "коровка" - вытоптана и заасфальтирована, чтоб ничего не выросло.

Уважаемый хозяин журнала как бы подразумевает, что вытоптано с умыслом. Я же склоняюсь к тому, что так получилось.

безусловно, с умыслом - причем, не зловещим каким, а во вполне "естественной " логике. Первый вопрос у нас (по крайней мере) всегда - о власти. Той власти которая пришла в силу в 18 году эти горизонтальные связи - конкурент. (Как и нынешней). Естественно, она будет их давить - пока сохраняет хоть малейшую дееспособность. Странно ожидать иного.
Я вот не вижу явного давления "в лепешку". Давит, но это естественно. Кому сейчас легко? Вы же видите, что пока выдавливается из "горизонтальных связей". Макаревич и прочая дурно пахнущая субстанция.
К тому же нельзя забывать, что "горизонтальные связи" на корню скупаются американцами с их системой НКО, даже секты. То есть, необходимо с одной стороны выращивать общественные структуры, с другой - не допускать к ним Империю Добра, с третьей - выдавить из них паразитических "либералов" с номенклатурными корнями.
Я не хочу сказать, что власти прям целенаправленно пытаются тут что-то оживить. Но, понимаете ли, картошка тоже могла бы пожаловаться, что ее то мотыгой, гербицидом.
американцев бояться - в лес не ходить
Юмор - это хорошо, позитивно. Но мы на сегодня имеем такую ситуацию: как только возникает какая-то общественная структура, она становится американской общественной структурой. И вносит свой вклад в американскую общественную жизнь, хоть и находится за пределами США. А в то же время существует огромная потребность в русских общественных структура, потому что в России тут - зияющая дыра.
Если отбросить идеологию - остается вопрос выбора. Что же важнее - закрыть "огромную потребность в русских общественных структурах", или "утереть нос мириканцам". Ответ очевиден, и опровергает ваше предположение "само так получилось"
Тут нет строгого выбора. Нужно поддерживать развитие гражданского общества в России, но не позволять американцам перехватывать контроль над ним. Так как американцы всегда предложат больше, остается только политико-идеологический контроль с элементами ручного управления.
РПЦ - как раз такая общественная организация, которая совершенно точно не будет работать на американцев. Так что схема, в принципе-то, рабочая.
Я в упор не понимаю, как у вас сочетается. Вы признаете наличие "политико-идеологического контроля с элементами ручного управления", но декларируете "это оно само так получилось".
Давайте попробуем с другой стороны. Если условная РПЦ в ручном режиме контролируется в вопросах политики и идеологии - зачем называть эту организацию "общественной"? Это политическая и идеологическая организация.
Свобода в некоторых заданных рамках - все равно свобода, а не директивное управление. Если вы скажете потенциальным активистам: делайте что угодно, только не связывайтесь с американцами, неужели они не найдут, чем заняться? Вот, например, Максим Кац, организует покраску лавочек и пострижку газонов. Покупает цветы на могилу Немцова. Прекрасно обходится без американцев. (Иногда он, конечно, срывается но ему, как видно, своевременно дают по рукам.)
Вы же понимаете, что и в странах нерусской Европы гражданская активность тоже происходит в довольно жестко заданных рамках? Другое дело, что у них пузырящаяся квашня стенки распирает, а у нас черственький колобок по сусекам перекатывается.
Итого:
1. Мы вас контролируем только в области идеологии, чтобы спасти вас от страшных американцев.
2. А американцы окопались везде, повсюду. Каждую щелочку мы обязаны проверять - для вашего же блага.
3. Но это вовсе не тотальный контроль, вы свободная организация. Ваше общество филателистов может само назначить спикеров сегодняшней конференции "Крым против фашизма" из списка в прил#1.

"диссертация может быть на любую тему - но о Ленине"
Вы очень сильно преувеличиваете. Но даже такой формат общественной деятельности, для нашей страны вещь положительная. Было бы хоть что-нибудь. Люди должны банально приобрести опыт совместной общественной деятельности, кстати и при взаимодействии с государством.
"Взаимодействие с государством"? Разумеется оно есть!
Вот автор журнала сокрушается, что мы Горация в оригинале не читали. Но похоже, что некоторые куда более легкие произведения ещё не прочувствованы:
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь.
— Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и

Оставлю интригу, пусть судьба общественной организации, на которую полез медведь-государственник, остается загадкой.
Въ другое время я счелъ бы Ваши разсужденiя забавными, теперь они мнѣ кажутся унылыми.
Я получалъ деньги отъ американцевъ на Хераскова дважды, отъ властей — никогда. Я не боюсь ни американцевъ, ни ихъ денегъ, а вотъ чтобы власти хотѣли чего-то хорошаго — не припомню. И даже если предположить такой случай, то ничего добраго изъ него не выйдетъ.
Филтрий, а Вы эмигрант? Как понимать слова "съ внѣшней точки зрѣнiя "?
Съ точки зрѣнiя внѣшняго (т. е. со стороны власти) воздѣйствiя на ситуацiю.
> Марксизмъ — либо ментальная болѣзнь, либо уголовное преступленiе.

А по-моему марксизм (в позднесоветской терминологии марксизм-ленинизм) это религия, и при том очень плохая и преступная религия, что-то вроде Аум Синрикё. И тогда СССР можно понимать как теократическое государство, аналогичное современным, напр., исламским.
согласен
Именно. Несмотря на все заклинания, что марксизм не догма, а руководство к действию.
Мало ли какая у религий бывает риторика.
Да конечно.
Внесоветская, европейская, история марксизма заставляет сомневаться в таком диагнозе. Думаю, дело не в собственно марксизме. В руках большевиков любое учение превратилось бы в религию.
Может быть, я повторюсь, но это важнейший момент, отличающий Россию от пост-России (включающей СССР и РФ, т.е. СССРФ). Это тотальное отрицание и разрушение исторически сложившейся и исторически совершенно естественной социальной иерархии. Низы скинули верхи, затоптали и уничтожили их, разломали всю культурную постройку - какой бы они ни была - и, подчинившись уголовникам, стали вот так жить, посреди мерзости запустения и разрухи - даже не догадываясь, что это глубочайшая социальная патология. Отсюда проистекает всё дальнейшее и оно не столь важно, как следствие. Первичен бунт шариковых-швондеров, попривыкших за сто лет к факту отсутствия верха, к акефальности (безголовости), как выражается один юзер. Возник мутант-урод, исторически-стратегически обречённый, но биологически барахтающийся. Вот какова ситуация, в коей мы имеем несчастие жить и перспективы коей непонятны.
Ну, может в Европе простой люд и велся на "исторически совершенно естественную социальную иерархию", но в России все как-то проще и откровенней было. Видали у нас и дворян, пашущих поле, и крепостных во дворцах.
Ваши замечания не имеют отношения к социологии, это частные казусы-анекдоты. А социология именно в том, что нормальная историческая стратификация и нормальные исторические институты, обеспечивающие преемственность (прежде всего - частная собственность), были уничтожены. И теперь непонятно, что может быть после всего этого. Т.е. понятно, что ничего хорошего, но вот как выйти из этого кошмара - совершенно неясно, советские тут первопроходцы.
Я пытаюсь просто уточнить, а что было уничтожать-то? Сколько людей в стране владело чем-то близким к западному понятию частной собственности? Я вот, из социологических данных о последних года РИ четко увидел, что чем-то существенным владело меньше 1% населения. И даже крошечный "средний класс" из 5% населения имел просто жалкие собственность и доходы.
Ну сохранилась бы преемственность каких-то институтах в этих 5%. А что с остальными 95%? 85% населения по статистике 13-го года - крестьяне, из них крестьяне собственно России (без Польши и Финляндии) жили общинами. Какая в общине собственность? Изба-Корова-Лошадь? Не тянет эта троица на Исторический Институт.
Вы совершенно не правы. Частными собственниками в РИ были практически все. При этом крестьяне-общинники тоже, но через институт общины, который отнюдь не равен коммуне. Община была частным собственником, внутри которой происходил передел. Но с ноября 1906 г. любой мог выйти из общины по своему желанию беспрепятственно. Но ведь далеко не все крестьяне к этому моменту были в общинах. Существовал немалый процент подворных собственников. Но помимо-то крестьян существовали иные сословия и субъекты права, с разнообразными формами собственности. И всё это регулировалось законами РИ. Это советские всё свели к правовому примитиву, а правовая структура РИ была тонкой и сложной, веками преемственно развивавшейся. И всё это было сломано и выброшено. И на этом Россия кончилась как исторически-преемственное социальное тело. Советские даже не понимают, что это значит, и приводят всякие нелепые контраргументы. А случился тотальный разрыв в праве и провал в бесправие. И пока это не будет осознано и как-то исправлено, никакой цивилизованной страны здесь не будет, а будет загон дураков, хамов и маргиналов.
Единственное, что вызывает возражения - это пассаж про семью.

Семья - такой же социальный институт, как школа etc. Существует она ровно покуда жить в семье людям лучше, чем вне семьи. Поскольку современные экономические обстоятельства семье никак не благоприятствуют, она постепенно сходит на нет во всех без исключения странах и народах, достигших некоторого экономического уровня. И всякие попытки сакрализации и/или принудительного сохранения семьи обречены на провал настолько же, насколько, напр., также базирующиеся на изрядной традиции попытки ограничения свободы передвижения простолюдинов (ещё один привет СССР, кстати!)

Принципъ же этотъ заключается въ томъ, что послѣдовательно разрушаются скрѣпы, связывающiе человѣка съ жизнью, и она обезсмысливается: разрушается религiя, семья, частная собственность, образованiе, искусство, наука, общество. Одна изъ причинъ успѣшной реставрацiи совка — то, что онъ давалъ иллюзiю смысла прожитой жизни; большой части населенiя было слишкомъ страшно ее утратить, поскольку оно совершенно не умѣло находить его въ томъ человѣческомъ, что присутствуетъ все-таки въ жизни человѣка несмотря на внѣшнiя обстоятельства.

Прошу прощения, тут не очень понятно:
если связи с жизнью разрушены, то откуда иллюзия её прожития?
Собственно, послѣдовательное коммунистическое мiровоззрѣнiе и невозможно: повѣсишься много раньше. Но и реальный коммунизмъ навязываетъ безполезность и безсмысленность, въ т. ч. на самомъ вещномъ уровнѣ: всю жизнь производишь обувь, которую нельзя носить, и танки, которые не защищаютъ страну, а погребаютъ ее подъ бременемъ непосильныхъ расходовъ.
Это трудно вынести сознанiю, и оно прибѣгаетъ къ паллiативамъ: мы «трудились», «пахали»… Остается осмысленная часть жизни, ее дѣть никуда невозможно, но громадная область изъята, и въ силу соцiалистической идеологiи вниманiе концентрируется на ней («трудъ» важенъ, а «любовь» — нѣтъ). Потому иллюзорность въ данномъ случаѣ необходима.
Резонно подмечено !
Аналогия про Пушкина и Чикатило особенно понравилась, спасибо. Кстати, она имеет дополнительный смысл в контексте данной статьи, если присмотреться к биографии Андрея Романовича. Не будь СССР, он вполне мог бы получить известность в ином качестве, возможно и как поэт.
"Не знаю, сознательное ли это желанiе либо просто отъ непониманiя того, что съ ней дѣлать и для чего она нужна. Думаю, второе болѣе вѣроятно. Однако же для гуманитарныхъ наукъ положенiе много лучше уже въ силу того, что марксизма больше нѣтъ."

Полностью согласна.
Позволю себе нерелевантное замечание. Крушения марксизма в СССР не могло произойти, причем по одной простой причине. Марксизма в СССР не было, а большевики изначально не были марксистами. Само предположение, что узкий круг революционеров будет печься о широких массах тружеников (я нарочно придерживаюсь советской терминологии) совершенно антимарксистское.
Это заявленiе равносильно тому, что въ СССР соцiализма не было, а есть настоящiй, тамъ не реализованный, и коммунизма не было, и т. д. Нѣтъ ужъ, именно то, что было въ СССР, и было марксизмомъ. Ну, можетъ, въ мягкомъ варiантѣ, съ человѣческимъ лицомъ.
Нет, не равносильно. Настоящий, не реализованный, социализм мы не видели, и скорее всего, не увидим. А настоящий марксизм вполне себе состоялся. В Европе. И разница между ним и тем, что Вы называете советским марксизмом, даже не качественная. Это просто другой вид деятельности. Если Беньямина или Альтюссера можно назвать мыслителями, то советских пропагандистов - нет. Это другая профессия.
Честно говоря, давно не читалъ подобнаго вздора.
Я не столь удачлив. Мне - попадается.
Европейские левые постоянно об этом говорят. "Социализм-коммунизм-марксизм-де были в СССР извращёнными, ненастоящими, а вот уж мы бы вам построили..." На этой части фразы я обычно затыкаю уши и в ужасе спешно убегаю.