philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

De doctrina

Относительно диѳѵрамбовъ учености.

Помню, какъ раздражила одного изъ самыхъ умныхъ и ученыхъ коллегъ похвала въ адресъ извѣстнаго консервативнаго журналиста — тотъ великолѣпный знатокъ древнихъ языковъ; какъ если бы въ присутствiи профессора консерваторiи, ex officio знающаго, что творится въ его области, стали хвалить необыкновенныя таланты человѣка, который подвизается въ циркѣ на клоунской должности. Полагаю, что Примаковъ какъ знатокъ арабскаго языка внушаетъ гражданамъ такой же благоговѣйный ужасъ, какъ англичанамъ — Лоуренсъ Аравiйскiй, и не въ нашей власти различить, всѣ дiалекты этого языка онъ знаетъ или только нѣкоторые.
Но если мы не въ состоянiи отвѣтить на этотъ вопросъ и не можемъ достовѣрно понять, насколько ученость заслуживаетъ похвалы (нашу она въ этой области все равно превосходитъ неизмѣримо), то есть ли возможность судить объ этомъ по косвеннымъ признакамъ? Общее образованiе и кругъ чтенiя, навѣрно, доступны, и если человѣкъ интересуется, напримѣръ, Пушкинымъ или Тертуллiаномъ, это должно какъ-то сказаться. И, навѣрно, можно отличить это отъ манерности и отъ заимствованнаго на сей предметъ запаса цитатъ.
Было бы интересно ознакомиться съ его библiотекой. Не все она скажетъ и можетъ ввести въ заблужденiе, но кое-что скажетъ.
Tags: ссылки
В моей коллекции отзывы о Примакове - советском научном чиновнике достаточно мрачные: исключительный советский перестраховщик, старательный душитель всего, что напоминает то, что напоминает то, что напоминает то, что может нести минимальный риск. При этом сами удушающие приемы проводил с такой пошленькой грузинской многозначительностью: типа, я - мудрый всезнающий змий, авторитетно и немногословно вам говорю, что надо так , а не так.
Не вызывает у меня восторга и его карьера разведчика - человек потратил большую часть жизни на то, чтобы по мере сил отравлять существование Израилю, который ни СССР, ни России ни разу ничего плохого не сделал и не собирался сделать.
И тем не менее - его деятельность в конце 98 года - это какое-то абсолютно неожиданное чудо. Я и близко не могу представить, как в его мозгу сформировалась та линия недеяния, которой последовало его правительство. Вопреки всеобщей панике, вопреки валу сообщений с мест о том, что все пропало. Вопреки провалу переговоров с Западом, в ходе которых Примаков&Маслюков продемонстрировали непонимание самого языка, на котором разговаривают международные финансисты..
Помню шок, который я испытал, глядя как телевизор транслирует какое-то совещание руководителей промышленности, что ли. Примаков там произнес вступительную речь - очень краткую. После чего во все время совещания сидел в зале и СЛУШАЛ! Это настолько шло в разрез с привычным шаблоном, когда такого рода начальник произносит в начале длинный установочный текст и сразу же УЕЗЖАЕТ, что я опешил.
///как в его мозгу сформировалась та линия недеяния, которой последовало его правительство///

Сам об этом неоднократно задумывался. Думаю, результирующая привела к многозначительному недеянию, уже в ноябре-декабре попёрла промышленность и он осознал, что "и так хорошо получилось".
Что отнюдь не перечеркивает нескольких его достоинств / поступков. У него хватило:
1. храбрости и дипломатичности сформировать кабинет из ярких, самостоятельных и относительно компетентных министров
2. мудрости слушать других людей и отсеивать завиральные идеи (впрочем, в итоге отсеяны оказались почти все)
3. авторитета, чтобы его слушались, что позволило стабилизировать федеральное правительство
*уже в ноябре-декабре попёрла промышленность* - тут странно: правительственные ораторы едва ли не до весны 99 года пророчествовали о грядущем спаде и т. д. И им вторили разные левые и правые оппозиционеры на все лады. При том, что да, тот же ж-л "Эксперт", который был тогда еще вполне дельным, заметил рост производства чуть ли не в октябре 98.
*отсеивать завиральные идеи* вот это и удивительно - что ему показались завиральными вполне логичные в рамках его предполагаемых представлений (хотя на самом деле конечно завиральные) идеи
///правительственные ораторы едва ли не до весны 99 года пророчествовали о грядущем спаде///

Не совсем так. Я из первых рук слышал, что Маслюков в конце года на одном из совещаний с удивлением отмечал резкий рост в промышленности. Т.е. опасения были (причем продолжались еще пару-тройку лет; помните страшилки о "проблеме-2003?"), но быстрое и мощное восстановление было явственно наблюдаемо с конца 1998.

///удивительно - что ему показались завиральными вполне логичные в рамках его предполагаемых представлений (хотя на самом деле конечно завиральные) идеи///

Я думаю - подчеркиваю, думаю - что это результат наложения 3-х факторов:
1. общей природной консервативности
2. разнонаправленных, но умеренных министров (и не только). Попробуйте-ка соедините воедино "завиральные идеи" Маслюкова, Геращенко, Задорнова, Кулика, Калашникова, Бооса?
3. природного здравого смысла
*Попробуйте-ка соедините воедино "завиральные идеи" Маслюкова, Геращенко, Задорнова, Кулика, Калашникова, Бооса? *

я думаю, что если это соединить воедино, то уж индексация оборотных средств предприятий вылезет - мама не горюй
Такой новеллы я не помню, если честно.
Мне кажется, против этакой дичи и Геращенко восстал бы, не говоря уж о Задорнове. Да и Маслюков и Боос тоже не олухи.
это была широко обсуждаемая вещь. Геракл , как я понимаю, сам похожими плюшками баловался в 92-м, нет?
Дык, то был 1992! И не индексация, а кредиты на пополнение, если не ошибаюсь. (Что использовалось для расшивки неплатежей. Весьма успешно, кстати.)
ну почему дичь-то: ведь ОЧЕВИДНО же! рост пошел, все хорошо, девольвация сыграла свою роль - вот только оборотных средств у предприятий она поубавила кратно - сейчас мы им поможем аккуратненько и вообще станет всем замечательно.
К счастью, насколько помню, такой креатифф не рассматривался (по крайней мере, всерьез).
оно то может все и так, только других после 17-го не было
в смысле?
Вчера слушал спор своих тестя и тещи - востоковедов, знавших Примакова как ученого и как начальника. Тесть, под руководством оного не работавший, но имеющий хорошее представление о его "вкладе в науку", весьма решительно критиковал его как востоковеда, теща же, в свое время трудившаяся в Институте востоковедения, отзывалась о покойном с теплотой и уважением - именно как о хорошем начальнике, готовом помогать и продвигать своих подчиненных, не спешащем отрекаться от нравящихся ему людей, даже если люди эти оказывались под ударом.
Умный был человек, а это редкость!

Ср. с другими в руководстве РФ.