philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Varia

1. Все по поводу той мысли достопочтеннаго leonid_b. А вѣдь первыя революцiонныя поколѣнiя были войною выбиты подъ ноль. Такъ и остались — дореволюцiоное и послѣвоенное. Это, навѣрно, на страну какое-то влiянiе оказало… Какъ разъ эти поколѣнiя могли бы быть съ большей вѣроятностью носителями идейнаго террора. Революцiонное воспитанiе возможно, но только тономъ наглымъ и не терпящимъ сомнѣнiй и возраженiй. Взялъ за горло и, смрадно дыша, говоришь прямо въ ухо. Иначе, какъ только сложность и колебанiя, какъ только хоть дыханiе освѣжилъ мятной пастилкой, оно разсыпется. У насъ этого не понимаютъ тѣ, кто хочетъ сейчасъ черезъ школу воспитывать.
2. Великая революцiя литературнаго вкуса на рубежѣ XVIII–XIX вѣковъ съ образовательной точки зрѣнiя можетъ разсматриваться какъ разница между риторикой въ нормальномъ объемѣ и въ редуцированномъ. Но была ли соотвѣтствующая образовательная революцiя? Изъ моихъ знакомыхъ только , кажется, серьезно разсматриваетъ изученiе риторики въ школѣ. А было бы интересно.
Съ другой стороны, риторика есть наука объ убѣдительномъ доведенiи своихъ мнѣнiй до собесѣдника. И если кастетъ убѣдительнѣй анафоры, то его и изучать? Русскiй народъ любитъ классичную простоту, для привитiя ему вкуса къ барокко всѣхъ березовыхъ рощъ мiра на розги не хватитъ.
3. Все суета.
4. Ужасъ жизни долженъ возводиться въ кубъ, если ты писатель. Какъ-то давно *** сказалъ мнѣ: ты жизни не знаешь. Я отвѣтилъ тогда — давно это было: а чѣмъ моя жизнь меньше жизнь, чѣмъ твоя? А сейчасъ уже не такъ думаю о локализацiи жизни. Трудно искать ее и съ ней знакомиться. И какъ и знакомиться съ ней, и писать о ней? Какъ совмѣщается?
А представить себѣ литературную богему, какое-нибудь Передѣлкино… Вотъ ужъ ужасъ…
5. За отчетный перiодъ Бѣлочка никого не поймала.

6. Надо бъ какую глупость написать о футболѣ и турецкомъ переворотѣ. Но въ футболѣ если у меня и есть симпатiи, то чисто страновыя (на сей разъ онѣ были на сторонѣ Италiи), а про Турцiю съ нетерпѣнiемъ жду, что напишетъ (если напишетъ) salery, иначе не знаю, что мнѣ и думать. Чтобъ ужъ покончить съ португальской темой: у Камоэнса есть универсальный эпиграфъ — Com palavras mais duras que elegantes. Кстати, вопросъ для португалоязычныхъ френдовъ: правильно ли я понялъ, что въ оборотѣ «винительный падежъ съ неопредѣленной формой» используется infinitivo pessoal?
7. Примѣръ рацiональнаго европейскаго мышленiя: если папа въ Римѣ прелюбодѣйствуетъ и почемъ зря народъ травитъ, мы здѣсь въ Амстердамѣ должны разбить статуи и иконы.
8. Скорѣе для себя. Я зря повѣрилъ Тиргену. Кажется, Камоэнсъ присутствуетъ у Хераскова. Комментарiй нужно будетъ дописывать; а тогда включать не только это эксклюзивное пересѣченiе, но и топосы. Впрочемъ, пока прочитаны три пѣсни, можетъ, еще что найдется. Можно только поблагодарить Господа, что съ комментарiемъ было поступлено по совѣту Горацiя.
9. Недавняя гроза была живымъ комментарiемъ къ Тютчеву. Зарницы, а не молнiи; я съ полчаса любовался со стороны, и громъ доходилъ поиглушенно. Если поедположить еще большее разстоянiе, демоны дѣйствительно могутъ стать глухонѣмыми.
Tags: Херасковъ
так вот она какая! Красавица. Вообще люблю черных кошек.
по 5 пункту, похоже деликатный веган
Я несколько раз участвовал в разговорах по поводу того факта, что поколение 1924 (по-моему) года рождения полностью исчезло, и практически полностью были выбиты поколения соседних лет рождения.
Все спорили, что было бы, если бы войны удалось избежать и эти поколения остались бы жить. Выводы были все резонные, но разные, но все сходились в том, что таких людей не было ни до, ни после. В реке развития страны оказалась незаполняемая дыра, и развитие её пошло в другую сторону.
Но в чём сходились практически все обсуждающие, так это в том, что сталинская империя существовала всего лишь лет двенадцать, с 1929 года по начало войны. Война её уничтожила, и инициировала процесс сначала медленного, а потом всё большего отступления системы из человеческих голов, а потом, естественно, и из общественной жизни. Практика социальной инженерии была прекращена сразу с началом войны, и репрессии стали именно репрессиями (чего, по сути, до войны не было: людей не наказывали, а просто распоряжались ими, вплоть до физического уничтожения).
Промежуточным этапом стал "Холодный мир", по удачному выражению Олега Хлевнюка (т.е., период между окончанием войны и смертью Сталина, и последующий процесс демонтажа системы длился чуть больше трёх десятилетий. Нет, даже меньше, до смерти Брежнева.

great_decorator

July 18 2016, 23:26:38 UTC 3 years ago Edited:  July 18 2016, 23:27:29 UTC

Мне кажется, революционеры и их многочисленные родственники, кто уцелел в 1937, имели хорошие шансы продолжать проявлять героизм в Ташкенте.
Редукция риторики в школе - это это интересно. Причем вопрос стоило бы поставить шире - трансформация риторики в школе. Например, нам известно о Яне Коменском и его принципе наглядности в обучении. А сам переход от предыдущего состояния дидактики к дидактике Коменского изучен поверхностно. Какие познавательные структуры учащегося перестали активизироваться и атрофировались после внедрения наглядности в учебный процесс? Что изменилось в этот момент в риторике? Как минимум мнемоническая составляющая претерпела изменения. Но какие? Где бы об этом почитать?
Да, да, да. Мысль глубокая. Выстраданная я бы сказал мысль, особенно про наше многообещающее настоящее. Вот так набрался человек смелости и сказал, прямо и по-стариковски.
Нет, ну если конечно исходить из того, что террор был бессмысленным и беспощадным.. А если беспощадным но все-таки осмысленным? И когда цель - уничтожение старорежимной культуры - была достигнута, то можно - да и нужно - было остановиться? Чем это советской власти могли мешать советские люди?