Я не представляю себѣ программу средняго образованiя безъ физики прежде всего потому, что у школьнаго предмета есть функцiя, о которой я пока не говорилъ, — продемонстрировать предметную область и дать ученику возможность рѣшить, его это или не его. О чемъ предметъ — у кого есть чѣмъ понимать, поймутъ и у дурнаго учителя.
Наряду съ этимъ я хотѣлъ бы, чтобы въ рядѣ школъ физика преподавалась серьезно. И со своей спецификой. Для этого нужно 4 условiя: учебное время не менѣе 4–5 часовъ въ недѣлю, лабораторiя, толковые ученики и учитель на уровнѣ. Если разсматривать физику какъ одинъ изъ предметовъ ядра, изъ этого, естественно, много чего слѣдуетъ для программы вообще; но сейчасъ я не буду на этомъ останавливаться. Единственное — такой можетъ быть лишь небольшая часть школъ; ихъ доля — предметъ обсужденiя. Такимъ образомъ тѣ, кто считаетъ, что физика можетъ и должна быть мощнымъ развивающимъ предметомъ, не оппоненты мои, а единомышленники, если они согласны съ двумя вещами: 1) это невозможно въ масштабѣ всей системы общаго образованiя и 2) для этого нужно создавать специфическiя благопрiятныя условiя.
Теперь о себѣ. Отчасти, разумѣется, буду повторяться и прошу снисхожденiя.
Я учился въ неплохой французской спецшколѣ и вынесъ изъ нея два предмета — языкъ и математику. Школьную математическую программу почти полностью помню до сихъ поръ. Это то, что было нужно и интересно. Дальше были предметы ненужные и неинтересные (изъ первыхъ — русскiй языкъ, сплошная трата времени для ребенка съ почти идеальной грамотностью). Литература и исторiя сами по себѣ меня интересовали (отчасти поэтому школа не отбила у меня способности читать русскую классику, да и вообще мало повлiяла на характеръ моего чтенiя), но какъ школьные предметы могли вызвать только отвращенiе и были вполнѣ безполезны: гдѣ мне было нужно, какъ, напр., русская исторiя XVIII в., школьное содержанiе не могло служить даже канвой и 99 % усилiй отъ школы никакъ не зависѣли, гдѣ не нужно — я благополучно все забылъ. Однако въ пользу этихъ предметовъ въ моемъ случаѣ можетъ быть сказано, что они не причинили мнѣ такого вреда, какой могли бы. Немного интересовала меня бiологiя, другiя естественныя науки — еще меньше. КПД очень высокiй — 45 % школьнаго времени было потрачено съ толкомъ. Думаю, мало у кого такой. Но, разумѣется, я былъ очень хорошимъ ученикомъ — именно потому я и считаю, что гдѣ я не усвоилъ и забылъ, тамъ въ большинствѣ случаевъ не спецiализирующiйся на этомъ предметѣ не вынесетъ больше. Структура интеллектуальныхъ операцiй — другое дѣло, можно забыть содержанiе и при этомъ пользоваться пользой отъ предмета, и если кто меня поправитъ (съ оговоркой, что рѣчь идетъ объ обычномъ предметѣ въ обычной школѣ съ обычнымъ учителемъ) и сообщитъ объ упущенномъ мной интеллектуальномъ содержанiи — буду признателенъ.
syllogistos
October 17 2016, 17:57:02 UTC 2 years ago
Deleted comment
philtrius
October 17 2016, 18:57:09 UTC 2 years ago
paladin_sveta
October 17 2016, 18:47:55 UTC 2 years ago
Ключевые слова.
Но ответ вопрос о том, должна ли (идеальная) школа ориентироваться на очень хорошего ученика - для которого в текущей программе практически нет новостей - мне не очевиден.
mergellus
October 17 2016, 19:53:12 UTC 2 years ago
philtrius
October 18 2016, 19:20:31 UTC 2 years ago
ermenegilda
October 18 2016, 06:21:15 UTC 2 years ago
philtrius
October 18 2016, 19:17:46 UTC 2 years ago
baida_grigor
October 18 2016, 10:09:43 UTC 2 years ago
philtrius
October 18 2016, 19:16:36 UTC 2 years ago
Не вполне стыкуются Ваши пункты по физике:
glaue2dk
October 18 2016, 10:31:31 UTC 2 years ago Edited: October 18 2016, 10:40:16 UTC
2) "это невозможно въ масштабѣ всей системы"
Вы сглаживаете противоречие утверждением "поймутъ и у дурнаго учителя", но вот с ним-то я и не согласен категорически.
Дело в том, что в большей части школ сейчас, да и при СССР тоже, эти плохие учителя физику дают и давали как разновидность практической математики, что для физики в корне неверно.
Поэтому ученик не может у плохого учителя физики понять, его это или не его. Как следствие этого (но не только - физика как наука основывает на себе и ряд простейших приложений других - например, химии, включая основы валентности элементов), полагаю, что масштаб должного преподавания физики в школе должен быть если не тождествен, то хотя бы того же масштаба, что вся школа.
Re: Не вполне стыкуются Ваши пункты по физике:
philtrius
October 18 2016, 19:15:08 UTC 2 years ago
Самоопределение строится не только на знании о
glaue2dk
October 21 2016, 09:49:05 UTC 2 years ago
Разочарования из-за того, что люди неверно мыслили о методах исследования, довольно часты даже в вузах-"флагманах" и следуют более всего где-то посреди вузовского обучения.
Re: Самоопределение строится не только на знании о
philtrius
October 21 2016, 12:05:29 UTC 2 years ago
В этом и я с Вами согласен
glaue2dk
October 21 2016, 13:10:32 UTC 2 years ago
Учебный план начальной школы
mike3791
October 19 2016, 15:36:59 UTC 2 years ago
1 урок словесность
1 урок математики
+ язык в игровой форме
Чтобы Вы еще включили в обязательном порядке?
Re: Учебный план начальной школы
philtrius
October 19 2016, 19:15:08 UTC 2 years ago
Re: Учебный план начальной школы
mike3791
October 19 2016, 19:30:51 UTC 2 years ago
Re: Учебный план начальной школы
philtrius
October 19 2016, 19:43:35 UTC 2 years ago
Физика слишком сложна,
Sergey Shatalin
October 19 2016, 17:19:06 UTC 2 years ago
Re: Физика слишком сложна,
philtrius
October 19 2016, 19:44:10 UTC 2 years ago