Пока — два проектныхъ тезиса.
1. Какъ Горацiю было все равно, изъ большой или изъ маленькой кучи брать нужное, такъ и мозгу все равно, много или мало хлама выносить на помойку, если для нужнаго осталось лишь строго ограниченное мѣсто на чердакѣ. Потому хлопоты составителей школьныхъ программъ, чтобъ не забыть протоны, формальдегиды, метафазу и четвертую причину Парижской коммунiи, есть суета суетъ въ кубѣ.
2. А каковъ возможный статусъ знанiя предмета? Можно знать, чѣмъ наука занимается (я имѣю представленiе на этомъ уровнѣ, скажемъ, о химiи, и прекрасно понимаю, что на моемъ чердакѣ мѣста для нея нѣтъ вовсе), можно «имѣть представленiе» о наукѣ, можно — въ разной степени — владѣть ею инструментально (прочитать и сказать, а то и написать что-то на своемъ или чужомъ языкѣ, устроить фейеркеркъ, составить себѣ дiету съ пониманiемъ дѣла и т. п.). Понятно, инструментальныхъ уровней много, но для насъ это сейчасъ неважно. Возможно, и въ доинструментальной области я упустилъ что-то и нужна болѣе подробная классификацiя. Вотъ вопросъ — а каковъ смыслъ для общаго образованiя неинструментальныхъ уровней? Первый понятенъ: чтобы выяснить, твое это или не твое (тутъ времени и силъ нужно много меньше, чѣмъ тратитъ школьникъ на прохожденiе средней лишнести предмета вродѣ любой естественной науки). Инструментальные понятны тоже. Но вотъ промежуточный, «имѣть представленiе» — что это?
Самъ я имѣю представленiе только о школьной математикѣ (остальное либо вычищено изъ чердака, либо на изслѣдовательскомъ уровнѣ). Это и даетъ отвѣтъ на вопросъ: то, что я помню, красиво и интересно. Логариѳмы и синусы использовать затруднительно, развѣ только простенькую задачку на вѣроятность могу рѣшить. Есть косвенный — и то потенцiальный — инструментальный выходъ: я могу присутствовать какъ образовательный экспертъ на урокѣ математики и прекрасно понимать, о чемъ рѣчь и какъ идутъ дѣла. При этомъ полузнанiе (а оно можетъ захватывать и область инструментальнаго знанiя) подталкиваетъ къ гордости и скороспнлымъ сужденiямъ (не одинъ Ѳеофанъ Прокоповичъ считалъ, что полузнающiй хуже невнжественнаго). Но, кромѣ интереса, скажите, чѣмъ такое «представленiе» можетъ быть полезно въ интеллектуальномъ обиходѣ личности?
flying_bear
February 13 2017, 06:44:21 UTC 2 years ago
novy_chitatel
February 13 2017, 06:51:47 UTC 2 years ago
gleb314
February 13 2017, 07:58:12 UTC 2 years ago
Прикладной аспект - знание школьной программы дает возможность отфильтровывать пропаганду лженауки, если та выполнена на достаточно грубом уровне. Следовательно - понижаются возможности манипуляции индивидом.
В этой связи очень жаль, что в школьном курсе нет основ медицины и экономики. Поскольку чудесные способы лечения и обогащения впариваются людям чаще, чем вечные двигатели.
maxserov
February 13 2017, 10:16:17 UTC 2 years ago
b_graf
February 13 2017, 12:51:58 UTC 2 years ago
tan_y
February 13 2017, 13:25:19 UTC 2 years ago
mike3791
February 13 2017, 14:01:03 UTC 2 years ago
Если я правильно понял тезисы уважаемого Philtrius, то вопрос поставлен так: можно "иметь представление" о том, чем данная наука занимается, а можно иметь "инструментальные знания" разной степени инструментальности в данной области. Я полностью согласен с ув. Philtrius, что сколько-нибудь нормальные "инструментальные" знания можно иметь только по 2-3 предметам. Я сам закончил классическую физико-математическую московскую школу "сделанную в СССР". И по своему опыту могу судить, что получил "инструментальные знания" по физике и математике. Все остальное было постольку-поскольку. И по всем гуманитарным предметам в нашей школе был только "зачет" и ставился он всем автоматически. В итоге в "гуманитарном обиходе личности" были не только логарифмы, синусы и протоны, но и все интегральные и дифференциальные и любые другие системы уравнений с конденсаторами, резисторами и переменным и постоянным током. И с чертом лысым в придачу. В итоге, весь гуманитарный спектр наук: языки (кроме английского), историю, живопись, скульптуру и ВСЁ ИСКУССТВО (включая литературу) пришлось постигать самому. Ибо это был другой мир, совершенно неизвестный, со своей историей и логикой. Произошло это во-первых потому, что "внутренний голос" однажды сказал: "ты ведь ничего не знаешь об этом, это же история человечества - и уже, история твоей западно-европейской культуры, родство с которой ты чувствуешь - это всё про тебя". Во-вторых, потому что в спецшколе внимание этому практически не уделялось (за одним исключением, о котором скажу ниже) и поэтому в отличие от современных школ, не было неприятия и нелюбви к гуманитарным наукам, и в-третьих, возраст был уже сознательный (после школы) и меня никто не заставлял.
И теперь о редком исключении. Был у нас в спецшколе один учитель - географ. Он вел один предмет, не помню как назывался, что-то вроде "история искусства". Проходил он так: в классе гасили свет, включали проектор, в который географ заряжал слайды и показывал нам картинки. Древняя Греция, Рим, Средневековье, Возрождение и так далее со всеми остановками. Скульптура, архитектура, живопись. Естественно сопровождая картинки собственным рассказом с объяснениями того что мы видим. Это был самый любимый предмет всей школы. После трех уроков математики и парочки физики с абсолютно "закипевшим" мозгом на шестом сидеть в темном классе, смотреть картинки и слушать -это было лучшее, о чем мы могли мечтать. Видимо интерес был заложен тогда, и позже он просто реализовался в самостоятельном изучении того, что интересно.
И теперь скорее вопрос, чем утверждение. Я лично считаю, что всю современную школьную программу можно без сожаления отправить на помойку. Ибо сегодняшние школьники (даже физмат спецклассов в "лицеях") не владеют и частью тех знаний в точных науках, которыми владели в свое время мы. А гуманитарные науки - самый яркий пример история - вырабатывают у них стойкую неприязнь к предмету. В школе пытаются охватить всемирную историю от Японии до Америки, Европу, Индию, Ближний Восток, Китай, Египет и вообще чем больше тем лучше. Учебники написаны так, что на мой взгляд, читать его - только вредить. Марксистско-ленинская философия сглаженная на острых местах. Посмотрите ЕГЭ по истории: там все вопросы на знание конкретных дат, причем большинство по русской истории из "доисторического" (по мне так просто мифического) времени. Причем, если вы зададите старшему школьнику банальный вопрос по новейшей истории - он промахнется лет на 100 с легкостью. Он вспомнит Наполеона, но его предшественника уже не назовет. И не вспомнит что было после. И не расскажет про Венский Конгресс и Александра I, и про Вторую Империю. Про объединение Италии он не знает ничего (ну может вспомнит Гарибальди). Я проверял. Простой вопрос: "расскажи вкратце историю Европы за последние 200/300 лет". Этой связной истории вы не услышите. Зато оказывается надо помнить когда мифический какой-нибудь Святополк Ростиславович заборол такого-же мифического Святослава Мстиславовича в "мифические времена".
Итого: каким должно быть должное учение - однозначно другим. А конкретно? Это скорее к уважаемому Philtrius - я просто высказал свое впечатление о настоящем положении дел, к несчастью мною наблюдаемом.
corey01
February 13 2017, 16:51:51 UTC 2 years ago
eu_he_nio
February 14 2017, 11:59:25 UTC 2 years ago
puma_q
February 14 2017, 13:06:56 UTC 2 years ago
Вот отсюда и надо думать, как мне кажется. Ведь расширение выбора будущей профессии - это как-то мелко и не стоит таких трудов. Строго говоря, чему научите, то и пойдет. Династии тоже дело хорошее, когда у инженера сын инженер, а у пекаря - пекарь. Исключения подтверждают правила. Тогда не надо париться, вроде как. А вот паримся почему-то. Интуитивно чувствуем, наверное, что образование - не набор знаний. А создание Образа. Тогда важнее учить основы: логику, философию, классические языки (ага, мертвые), историю (без идеологии), учиться смотреть, наблюдать, слушать, анализировать. Но это, конечно, не в современной школе. там научат совсем другому.
alex_vergin
February 15 2017, 12:00:49 UTC 2 years ago
nasurdinov_ms
March 27 2018, 09:42:04 UTC 1 year ago
Я, например, абсолютно ничего не понимаю в медицине. Прихожу к врачу, допустим, с вопросом, касающимся моих зубов, жалуюсь, выслушиваю его заключение. В другом месте другой врач дает другое заключение (редко противоположное, но бывает и такое).
Как мне выбрать между этими рекомендациями? Я пытаюсь что-то понять дополнительно из поисков по интернету. Но не очень-то верю сведениям, полученным таким образом. Так что в итоге я ориентируюсь на то, как они выглядят, говорят и строят рассуждения, и принимаю мнение того, кто мне показался "более профессиональным", на основании внешнего впечатления.
Так вот - это не тот способ, которым мне хотелось бы принимать решения по своему здоровью. Я бы хотел хотя бы в общих чертах понимать еще и суть происходящего.
Для этого мне бы как раз и хотелось "иметь представление" о медицине, хотя бы об азах, аксиомах.
Такой вот пример.