philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Category:

А между тѣмъ…


намъ предстоитъ еще рѣшить вопросъ, почему въ хрестоматiяхъ для совѣтскихъ школьниковъ послѣдняя строфа «Люблю грозу въ началѣ мая» не печаталась. Для этого нужно описать символическую структуру произведенiя.

Люблю грозу въ началѣ мая,
Когда весеннiй, первый громъ,
Какъ бы рѣзвяся и играя,
Грохочетъ въ небѣ голубомъ.
Гремятъ раскаты молодые,
Вотъ дождикъ брызнулъ, пыль летитъ,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотитъ.
Съ горы бежитъ потокъ проворный,
Въ лѣсу не молкнетъ птичiй гамъ,
И гамъ лѣсной, и шумъ нагорный —
Все вторитъ весело громамъ.
Ты скажешь: вѣтреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящiй кубокъ съ неба,
Смѣясь, на землю пролила.
До конца третьей строфы идетъ развитiе crescendo. Первая строфа заявляетъ о принятiи поэтомъ революцiи, которую символизируетъ гроза; кромѣ того, онъ пророчески предвосхищаетъ протестный потенцiалъ, связанный позднѣе съ первомаемъ рабочимъ движенiемъ. Вторая строфа закрѣпляетъ за водой (всемірный потопъ, символизирующiй гибель стараго міра) атрибуты цѣнности — «перлы», «золото». Третья, гдѣ природа включается въ дѣйствiе и радуется происходящимъ перемѣнамъ, придаетъ революцiи статусъ событiя космическаго масштаба.
Однако четвертая знаменуетъ попятное движенiе. Зевсъ символизируетъ репрессивную власть, а его орелъ — репрессивный аппаратъ, призванный воплощать въ жизнь санкцiонированныя властью репрессiи. Тогда Гебѣ достается роль государственныхъ структуръ, ресурсно обезпечивающихъ этотъ аппаратъ (прежде всего — финансовыхъ). Но если Геба «вѣтреная» и пролила на землю содержимое чаши, предназначенное для орла, то вся революцiя оказывается связана съ этимъ случайнымъ обстоятельствомъ: недосмотромъ министерства финансовъ, благодаря чему случился перебой въ содержанiи репрессивнаго аппарата. Это подсказываетъ пролетарiату выжидательную, оппортунистическую тактику и ослабляетъ его повседневную энергiю борьбы. Революцiонный поэтъ проявилъ очевидную непослѣдовательность.
Потому болѣе цѣлесообразно знакомить молодежь лишь съ цѣнной частью стихотворенiя, а репутацiя поэта только выиграетъ, если его колебанiя и непослѣдовательность не будутъ выставляться на первый планъ.
Tags: безъ тэга
8
Геба ещё и смеётся :)

zaharov

May 27 2017, 07:59:01 UTC 2 years ago Edited:  May 27 2017, 07:59:43 UTC

Неоконченных стихотворений в советском было много. Например, популярная передача "Очевидное и невероятное" имела эпиграфом лишь четыре строки из пятистишия:


О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвященья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог непостоянства!


Чем бог непостоянства неугодил большевикам больше, нежели дух и гений - непонятно. Может, слово "бог" было тупо табуировано? Но почему не взять другие стихи или вовсе цитату из Маркса?

Или непонятно, почему из стихов "Мороз Красный нос" убирали этот прекрасный фрагмент:


Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове ледянить.


Опять же, если в целом стихи не для детей, давать в школе именно их? Интересно, учили ли это в школах до революции?

Вполне понятно, почему. Чтобы не поощрять всем известное пристрастие детей к легкомысленно-циничному смакованию ужасов.

А слово "бог" действительно было табуировано совершенно тупо. Я помню, в конце 70-х, у нас проводилась очередная школьная антирелигиозная неделя, и меня обязали найти и художественно исполнить подобающий лозунг. У Маркса я быстро нашла не оскорблявшее моих чувств "Правда - вот бог свободного человека!" и выполнила в матерьяле. Школьная парт- и комсомольская организация, увидев слоган недели, мало не умерли на месте. Досталось мне за эту инициативу очень чувствительно.

travellersjoy

May 27 2017, 08:31:43 UTC 2 years ago Edited:  May 27 2017, 08:34:10 UTC

Ну вот серия Les auteurs latins, Paris, Hachette, 1916:
скажем, из первой книги од Горация (с остальными тремя - то же самое) шесть убраны, а в некоторых - значительные изъятия. Напр.
I. IV - второй половины последней строфы нет.
Офф: на vultur загляните s. v. p.
Мм, такое объяснение предполагает, что составители хрестоматий для советских школьников знали, кто такая есть эта хлебосольная тётя Геба и кем ей приходитсятоварищ Зевесов, который орёл.

Не слишком ли смелое допущение?
Надо же какие страсти. А я-то по простоте душевной думал, что это о природе.

Психиатр тычет мне листок бумаги с кляксой:
- Что вы видите?
- Грустного одинокого человека, изнывающего от общения с идиотами, нудной работы задёшево и прочей жизненной несправедливости.
Доктор, всхлипывая:
- А на картинке?..
Захотелось его обнять.
Насколько я понял, речь о прямом финансировании, вооружении и материально-техническом обеспечении революционеров, причём по линии министерства имп. двора (а не минфина).
а правда, жаль: иначе б в языке советской интеллигенции появился бы эвфемизм "ветреная геба", означающий понятно, что
Да бросьте, все проще.
"- Что ты тут написал? Что это такое? "Четвертый слог поможет бог узнать, что это есть предлог". Почему бог? Ведь ты сам говорил, что в редакции теперь не принимают шарад с церковными выражениями.
Синицкий ахнул. Крича: "Где бог, где? Там нет бога", он дрожащими руками втащил на нос очки в белой оправе и ухватился за листок.
- Есть бог, -- промолвил он печально. - Оказался... Опять маху дал. Ах, жалко! И рифма пропадает хорошая.
- А ты вместо "бог" поставь "рок", - сказала Зося.
Но испуганный Синицкий отказался от "рока".
- Это тоже мистика. Я знаю. Ах, маху дал!"
Фильтриус все шутит. Между тем товарищи совершенно серьезно трактовали ахматовское "не с теми я, кто бросил землю.." как осуждение белого движения.