philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

* * *

1. Отвѣчая на одинъ изъ недавнихъ вопросовъ Иванова-Петрова. Ощущенiе временности существующаго порядка вещей — слѣдствiе и видоизмѣненiе его невыносимости (думаю, что тѣ, кому онъ нравится, воспринимаютъ его какъ стабильный). Такъ же было и при Павлѣ. Это чувство усилилось и приняло именно такую форму послѣ того, какъ было оффицiально объявлено, что все будетъ только хуже и чтобъ на другое не надѣялись. Съ устойчивостью само по себѣ это не связано (правда, при распространенiи на влiятельныхъ лицъ это можетъ побудить ихъ къ дѣйствiямъ, которыхъ въ иной обстановкѣ они бы не предпринимали).
2. Прочелъ «Исторiю Николая II» Ольденбурга. Послѣднiя страницы — медленно и съ большой болью. Какъ много было сдѣлано — и въ какихъ сверхнеблагопрiятныхъ условiяхъ! И, въ общемъ, онъ подтверждаетъ мое предположенiе, что ментальная болѣзнь начала преодолѣваться.
Tags: безъ тэга
2
"Историю Николая II" Ольденбурга - порекомендуете к прочтению?
Безусловно и безоговорочно.
Меня в этой Истории поразило, что автор не упоминает переименование Петербурга, а только с какого-то момента называет его Петроградом. При этом написал: "зато огульное отрицанiе всего н/ьмецкаго перекинулось и на интеллигенцiю: различные научныя общества стали исключать изъ своей среды германскихъ и австрiйскихъ ученыхъ; были философы, доказывавшiе, что Кантъ и Круппъ по существу - одно и то же..."

Да, Эрна можно было назвать по имени.
Неужели влияние на умы этого Эрна было сильнее манифеста о переименовании столицы?
Здѣсь власть скорѣе слѣдовала за настроенiями, нежели ихъ создавала. Слѣдовала неудачно.
полностью согласен про впечатления от Ольденбурга - невероятно тяжело читать, видя всё то, что было сделано и зная, чем это всё в итоге закончилось. Книгу так же порекомендую к прочтению. Великолепный труд, хоть и оставляющий очень гнетущее впечатление.
О, вот что я буду читать. Спасибо!
А то прочла автобиографию Г. Вагнера и как-то ничего не хотелось брать в руки.
Но это подойдет ))

Как Вы считаете, на сколько "Красное колесо" Солженицына соответствует происходившим событиям? Благодаря Вашей рекомендации обязательно теперь прочту  и Ольденбурга, но уже и с "колесом" на протяжении почти всего повествования неизменно следует тяжелое гнетущее впечатление, настолько, что порой хочется воскликнуть "как же так!" и бросить.

Честно говоря, «Колесо» не читалъ.