philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

* Меланхолично *

1. Кажется, въ Каталонiю можно будетъ ѣхать спокойно. Но скорѣе сначала надо изслѣдовать северо-западъ Испанiи.
2. Думаю о русскомъ имперiализмѣ — съ подачи salery. Пока ничего не придумалъ.
Tags: безъ тэга
Так это было понятно с самого начала.
"Пошумят-пошумят, успокоятся..." :)
Русский империализм - это мне кажется, уже вряд ли будет работать.
Судьба поможетъ, Богъ поможетъ,
Но русскiй человѣкъ усталъ…
Какой же "империализм" без Императора? И дворяне - без Двора?
Былъ же французскiй имперiализмъ…
Была б империя, а император найдется (их обычно и так сверх комплекта.
Что-то для меня непонятное он написал.
Въ какомъ смыслѣ непонятное?
Именно в том, о чем ниже говорится: Ревель и Гродно как необходимое условие величия. Почему бы тогда не сказать, что Китай невелик, раз ему не принадлежит Тайпей, или США велики благодаря контролю над Пуэрто-Рико? А Франция в 1871-1918 не имела свой Ревель - Страсбург. Была ли она от этого менее великой, чем после 18-го года, когда вновь его получила? А почему не понял, а не просто не соглашаюсь, так потому что не верю в такой простой ход мысли.
Государственнаго величiя Вы можете, разумѣется, и не хотѣть (а хотѣть культурнаго, научнаго, спортивнаго, хозяйственнаго и любаго другаго, достижимаго и безъ государственнаго, или ничего изъ вышеперечисленнаго), но если хотите государственнаго, придется согласиться съ Salery.
Швейцарія великая или нѣтъ? Я бы сказалъ, что да. Или это не "государственное" величіе, а какое-то иное - "закулисное", "банкирское"? По-моему, и государственное тоже, выражающееся по меньшѣй мѣрѣ въ томъ, что никто не рѣшается ее тронуть, хотя казалось бы - ну что тамъ какая-то Швейцарія?
Да все понятно. Самое ценное в дореволюционной России, то что были завоеваны Польша и Финляндия. Без них и Россия не Россия, а обрубок, сравнимый по убогости с СССР.
Вот именно. Читаешь, и видишь вот это. А от Salery я обычно ожидаю чего-то поумней.
"Я" "ожидаю"- ты то кто?
Неужели вы согласны с тем, что владение Ревелем и Гродно единственный признак величия? Кажется путинизм и вырос на таком реваншизме, дружно разделяемым и Волковым и Зюгановым.
А гдѣ шла рѣчь о единственномъ признакѣ? Это условiе величiя — необходимое, но не достаточное.
Если это необходимый признак, то вопрос остается прежним. Почему владеть Ревелем и Гродно достаточно, а Казанью, Владивостоком и Владикавказом уже нет? Как будто где-то начинается волшебная территория величия.
А это ничего, что в 1910 годах в качестве наиболее вероятного вектора развития империи дискутировалось создание Содружества по типу позднее созданного британского и такая схема вполне устраивала и имперских людей, и периферийную буржуазию, вполне уже оперившуюся на тот момент, и даже радикалов типа Бунда и других националистов? Более того, это, как оказалось потом, была единственная возможность противостоять большевикам на западном ТВД и избежать катастрофы. Но спово "имперрррия единая и неделимая" со множеством Р, катавшееся в головах тех, кто волею судеб определял политику белого движения, не дало им сделать единственно верного шага, эту самую империю спасающего. А вложила в генеральские головы это слово университетская профессура.

Прошло 100 лет. В ревелях и гроднах сформировались договорные нации, создались потихоньку элиты, национальные (договорных наций) мифы. Территории не просто стали самостоятельными, а учитывая глобализацию еще и самодостаточными. То есть, ситуация изменилась необратимо или как минимум осложнилась с точки зрения успешности строительства "единой и неделимой" на порядок. И опять профессура, не гопота какая остепененная, а публика ученая и знающая, начинает играться с "единостью и неделимостью", "собиранием земель". И это при том, что с 2014 года идет эксперимент по собиранию, который уже вылился в колоссальные потери, количественные и качественные, которые несложно объективно измерить.

Не не, я не собираюсь никого переубеждать. У меня только один вопрос, чисто теоретический: Господа профессура, вы желаете попробовать катастрофу на вкус лично?
Относительно ситуацiи послѣ 2014 г. я скорѣе съ Вами соглашусь.
Историки, к сожалению, обычно в финансах не разбираются. Поэтому правильную, в общем, мысль, не совсем правильно удается сформулировать. Читатели вон не понимают и ропщут.
Никак не соглашусь с тем тезисом, что американскому империализму может быть противопоставлен только империализм российский. Этого, во всяком случае, нельзя сказать про империализм старорежимный. Этот империализм был вполне доволен собой и ни на что другое не претендовал.
Совсем другое дело империализм американский. Он и начинался с "отречемся от старого мира", он и продолжил тем же. "Мы наш, мы новый мир построим" - и кто же, кроме совка, и мог претендовать на конкуренцию со Штатами? Наверное не Петербург. "Чтоб все как у людей" - с этим вполне можно жить, но не властвовать над миром.
А радиаторы отопления в больницах Ярославля уж полвека не крашены...
Я, как всегда, опоздал принять участие в дискуссии. Но мне представляется, увы, что в ту же реку невозможно ступить дважды; поэтому историческая Россия навсегда останется в прошлом, как и Австро-Венгрия, и деголлевская Франция. Поэтому нашего Ревеля, и нашего Гомеля, и даже нашей Одессы больше не будет. Увы. Невозможно игнорировать все изменения, произошедшие за 100 лет. Люди вроде enzel чуть ли не считают возможным вернуться к ситуации условного 1913 г., но это совершенно нереально. Как ни грустно.