philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

* Меланхолично *

1. По поводу кутаисской демонстраціи

Я филологъ и обязанъ во всѣхъ случаяхъ предоставлять ссылки по источникамъ свѣдѣній. Въ данномъ случаѣ я сталъ смотрѣть свои записи изъ РГИА, гдѣ, какъ мнѣ кажется, это видѣлъ, но ничего не обнаружилъ. Я смотрѣлъ тамъ дѣло объ исключеніи семинаристовъ за довольно долгій промежутокъ; формулировки «Россія, сдохни», разумѣется, не было, но помню нѣчто близкое не только по смыслу, но и по формѣ. Тѣмъ не менѣе, пока точная ссылка не дана, никто не обязанъ мнѣ вѣрить. Однако же не думаю, что мнѣ это приснилось; о закрытіи Кутаисской семинаріи съ расплывчатой формулировкой сообщается и въ оффиціальномъ синодальномъ отчетѣ.
2. Вотъ, одинъ нюансъ; возможно, я писалъ уже объ этомъ, не помню. У насъ въ этомъ случаѣ не можетъ быть никакихъ надежныхъ доказательствъ, и даже убѣдительный экспериментъ представить себѣ трудно. Одинъ полюсъ: мы имѣемъ множество нереализованныхъ талантовъ, благодаря неблагопріятнымъ условіямъ и проч. Второй полюсъ: таланты реализуются, и, наоборотъ, ихъ не хватаетъ для наличныхъ сферъ ихъ примѣненія — каждый профессоръ физики могъ бы быть Эйнштейномъ, вреда отъ того не будетъ. Разумѣется, первую точку зрѣнія ничѣмъ опровергнуть невозможно; мысль, будто безъ явленія нѣтъ сущности, ни для кого не обязательна. Я все же придерживаюсь второй и полагаю, что въ своей экономіи человѣческаго міроустройства Господь вмѣстѣ съ талантами даетъ и энергію воплотить ихъ, и, если Эйнштейновъ немного, то не потому, что потенціальные Эйнштейны тачаютъ сапоги, а на профессорскихъ мѣстахъ тѣ, кому лучше бы въ сапожники, а потому, что наличныхъ ресурсовъ немного, а награда привлекательна и для тѣхъ, кто талантами не располагаетъ и желалъ бы присвоить себѣ титло Эйнштейна незаконно. Разумѣется, рѣчь идетъ не о полномъ соотвѣтствіи реальности данной концепціи, а о томъ, что послѣдняя ближе къ реальности, нежели противоположная.
3. Мнѣ кажется, что въ опредѣленномъ смыслѣ въ пользу этой позиціи говоритъ и исторія русской литературы: грамотность распространилась, плюшки были сервированы, а до пушкинской эпохи послѣдующимъ далеко.
Tags: безъ тэга
3
Спасибо! Я честно говоря, склонялся больше к первой позиции, но возможно, что Вы совершенно правы.
Ну,это понятно,о "сдохни",этого было бы невозможно дажие и в Одессе в те времена,это уже терминология о "врагах народа".Очень сомнительно,что и "Россия" фигурировала,"царизм возможно",но "Россия"...
Тем не менее разница между "сдохни" и "умри",культурологическая,существенна.
Я виноватъ, конечно, что не зафиксировалъ формулировку, но Вы оперируете уже съ чистымъ плодомъ своей фантазіи.
Напротив,пытаюсь фантазированию аргументированно противостоять.В основе фантазирования именно "вольность".Аутентичность стиля,конкретно историческая, это фактология.Иначе мифология,или ей ассистирование.
Даже если Вы не отыщите ссылку на "Россия сдохни", ничто Вас или кого-то другого не может обязывать ехать в Грузию, покупать грузинское вино и заходить в хинкальную…
"Россия сдохни", увы, не является плодом нашего воображения.
Вольное изложение всегда плод воображения,всегда шаг к "чтению мыслей Мадлен Олбрайт"
Сейчасъ не является. И, по-видимому, и сильно раньше не являлось.
Именно воображение,аллегории...В попытках господина Волкова обьяснить что "России" уже как век не существует уже очевидна нарастающая усталость.
Ну,а в отношении РФ-что есть-то есть.Но,увы грузинам постсоветским эти тонкости сложны,что РФ,что Россия-никакой разницы.
Всегда? Нет.
Отвѣтъ, кажется, достался мнѣ, а не Вашему оппоненту.
Практически всегда.Вольное изложение это вариация литературного творчества,допустимой формы вымысла не претендующей на научность,то есть на фактичность.
Приведу пример.Положим,поэт подражает арабскому,или греческому-это стилизации,литературное творчество,вымысел.Допустимый.Его потомки могут попытаться найти в этом некую традицию.Тоже допустимо-литература о литературе,вымысел о вымысле.Проблема начинается тогда,когда подобное вольное обращение пытаются онаучить,фактически доказать что это традиция.Вымысел,продукт "мифологии разума" начинает подменять науку,генерировать посылы к эмпирическим действиям,смертельно опасно человеку.