Среди писавшихъ на педагогическiя темы въ Императорской Россiи Зельницкiй увѣренно держитъ первое мѣсто по глупости аргументацiи (а перечиталъ я много). Оцѣните хотя бы этотъ пассажъ:
О преимуществѣ публичнаго воспитанiя дѣтей передъ домашнимъ.
Человѣкъ созданъ для общества. — Его мысли, намѣренiе и дѣйствiе клонятся къ тому, что бы оныя раздѣлять съ подобными себѣ. — Ежели разсмотрѣть дѣянiя человѣка, то на каждой точкѣ удостовѣримся, что мы живемъ не для себя только, но для другихъ. — Корабельщикъ предаетъ дражайшую жизнь свою ярящимся волнамъ; дабы товаръ купцовъ поставить на опредѣленное мѣсто. — Воинъ кровiю жертвуетъ для спокойствiя и благосостоянiя своихъ согражданъ. — Хранители правосудiя совсѣмъ чужими обременяются дѣлами. — Государи, Полководцы, ученые, время и силы свои посвящаютъ обществу. — Родители собираютъ то, что послѣ часто дѣти расточаютъ. — Земледѣлецъ (62) сѣетъ и жнетъ пшеницу, но самая малая часть обогащаетъ его житницу. Такимъ точно образомъ дѣлается и во всей натурѣ, гдѣ такъ же одна вещь служитъ въ пользу другой. — Мы примѣчаемъ, что земля питаетъ растѣнiе; растѣнiе черьвя; червь насыщаетъ птицу, птица звѣря и обратно: птица питается звѣремъ, птицею червь, черьвемъ, растѣнiе, растѣнiемъ земля и такъ далѣе. Самъ человѣкъ, который все сiе можетъ въ свою употреблять пользу, не рѣдко бываетъ пищею звѣрю, птицамъ, черьвю, земли. —
И такъ ежели мы живемъ для общества; то и должны съ юныхъ лѣтъ нашихъ всѣ способности и силы наши разполагать къ общественной пользѣ. — … (63) Для достиженiя сего важнаго совершенства, должны мы дѣтей своихъ воспитывать публичнымъ воспитанiемъ. —
Уранiя. Калуга, 1804. I, с. 61–63.
Эта недалекость сосѣдствуетъ у Зельницкаго съ незаурядной соцiальной активностью. Онъ вышелъ изъ духовенства, учился въ школѣ, которая готовила фактически крѣпостныхъ, и сталъ дворяниномъ благодаря чину. Онъ отзывался на всѣ вѣянiя времени (его цитированная мною «Уранiя» вызвана къ жизни образовательными реформами Александра І). Онъ пытается заявить о себѣ въ ближайшихъ университетскихъ городахъ — Харьковѣ и Москвѣ (только не спрашивайте меня, откуда я знаю про Харьковъ; я безнадежно махну рукой въ сторону ЦИАМа и снова сошлюсь на сновидѣнiя; а въ моемъ столѣ даже и найти сдѣланные тамъ конспекты — археологическая задачка не изъ легкихъ). Наконецъ, онъ активно выходитъ на московскiе литературные круги со своими языковыми наблюденiями. Эта активность сдобрена изрядной долей соцiального оптимизма плебея, дѣлающаго вполнѣ успѣшную карьеру; но просвѣтительскiй паѳосъ и большую долю безкорыстiя отрицать нельзя.
Такiе люди и вытягивали русскую школу.
офф
agr_e
January 30 2007, 23:30:28 UTC 12 years ago
Re: офф
philtrius
January 30 2007, 23:35:11 UTC 12 years ago
Кстати, у меня кто-то съѣлъ всѣ входящiя письма. Если у Васъ сохранился посланный мнѣ библiографическiй файлъ, очень прошу продублировать.
Re: офф
agr_e
January 30 2007, 23:48:49 UTC 12 years ago
Вы имеете в виду Бусси-Рабутена? Поищу.
Re: офф
philtrius
January 30 2007, 23:56:57 UTC 12 years ago
Реально посовѣтовалъ бы по Смольному книгу «Институтки» (Россiя въ мемуарахъ, М., НЛО, 2001; у меня, кстати, есть рѣдкая брошюрка «О Смольномъ институтѣ» Л. Н. Тюриной (М., 1914); хотите, сфотографирую и пришлю снимки — для самой поверхностной хотя бы орiентацiи. Я особо Смольнымъ не интересовался, поскольку и съ мужскимъ образованiемъ далеко не довелъ дѣло до конца, но полагаю, что литературы много и вся она не слишкомъ высокаго качества. Возьмите указанный томъ Лихачевой; кромѣ какъ о смольномъ, въ XVIII в. писать практически не о чѣмъ.
Re: офф
agr_e
January 31 2007, 00:05:03 UTC 12 years ago
Лихачеву посмотрю обязательно, поищу и "Институток".
А Рабутена сейчас вышлю.
opera_aperta
February 8 2007, 15:25:17 UTC 12 years ago
К сожалению, для моей научной "карьеры" эта, безусловно, примечательная информация пригодится мало: собственно, карьеры-то не намечается. Я решил, взвесив всё, профессионально не заниматься научной деятельностью после окончания института.
P.s. Цитата, конечно, не дает какого-то широкого представления о педагогических воззрениях Г.К. Зельницкого, показывает, как вы выразились, его недалекость, однако, содержит в себе искания в вечном противоречии личности и общества. Я бы не стал критиковать его точку зрения, стоя на каких-то современных позициях, думается, было бы интересно подойти к ней, учитывая принцип историзма.