philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Какъ становятся диссидентами…
Марксизмъ радикально несовмѣстимъ съ тремя вещами: истиной, добромъ и красотой. И потому его ложность открывалась всѣмъ по-разному, съ одной какой-нибудь стороны. Мнѣ въ школѣ было понятно, что быть марксистомъ и писать хорошiе стихи одновременно — невозможно. Навѣрно, самый рѣдкiй случай (изъ-за нашей интеллектуальной лѣни, отъ которой и я страдаю въ высшей степени) — личное открытiе ложности марксизма изъ-за его несовмѣстимости съ истиной.
Да, еще, совсѣмъ по другой темѣ. Русская политическая почва сейчасъ кислая и ѣдкая. Она все разъѣстъ, кромѣ фашизма. Потому фашизмъ въ нашемъ ближайшемъ будущемъ — явленiе почвенное, а все остальное — интеллектуальныя умствованiя.
Тутъ надо еще оговориться, что я понимаю подъ фашизмомъ. Тоска по былому величiю — неизжитый комплексъ пораженiя, которое представляется слѣдствiемъ предательства, — жажда реванша — и отсутствiе строгаго взора, обращеннаго на себя.
Tags: реакціонное
Не империализм?
Вопросъ слишкомъ коротокъ для однозначной интерпретацiи. Если имѣется въ виду, не имперiализмъ ли я описалъ подъ видомъ фашизма, то, думаю, нѣтъ; для меня «классическiй» фашизмъ — скорѣе итальянскiй и испанскiй, а гитлеровскiй — съ большими примѣсями (хотя, безусловно, это именно фашизмъ, а не что-либо другое). Имперiализмъ — вещь торжествующая, фашизмъ вырастаетъ изъ катастрофы (здѣсь «классиченъ» какъ разъ нѣмецкiй).
Если имѣется въ виду, не ждетъ ли насъ имперiалисти ческiй ренессансъ, то я въ это не вѣрю.
Я имела в виду не столько ренессанс, сколько неизбывную имперскость сознания
Имперскость тоже разная. При Александрѣ І и Николаѣ І отказывались отъ территорiальныхъ прiобрѣтенiй, чтобъ не усложнять управленiе и не размывать великорусское ядро. Никакого мессiанства въ Россiйской Имперiи не было, никакого міроваго проекта тоже (кромѣ, развѣ что, «живи и жить давай другитмъ!»). Фашизмъ, собственно, и есть уязвленное имперское сознанiе; но его специфика обусловлена какъ почвой, такъ и не менѣе того характеромъ и степенью уязвленности (по моему мнѣнiю).
у вас выходит муссолиниевский фашизм.
Да, конечно. Но нашъ будетъ отличаться, естественно, и отъ гитлеровскаго, и отъ муссолинiевскаго.
Какой-такой "комплекс поражения" после приобретения Тироля и Триеста?:) И само поражение с иных - как с гуся вода: потеря Страсбурга - это начало Бель эпок, и они такие вполне типичны... Думаю, даже немцы не настолько параноидально ассоциировали себя со своей армией, чтоб мучиться "комплексом поражения"... Журналисты и партийные трибуны в расчёт не берутся, конечно... Гитлер был средством самодисциплинироваться после страшнейшего разложения, а вовсе не исчадием "комплекса поражения". Наши бравые бывшие, располневшие и заматеревшие комсомольцы таким средством не станут никогда: рылом не вышли... Или мало каши ели... Да и разложение так затянулось, что все уже забыли, какая она - норма...:)
Это — да; я оставилъ въ сторонѣ аспектъ «лѣвой угрозы». То, что Вы пишете, и важно, и вѣрно.
А у Маяковского стихи плохи?
Маяковскiй — весьма талантливый реформаторъ русской поэзiи (правда, въ направленiи тупика и уродливости — онъ не нуженъ ей и въ этомъ качествѣ), но душа въ его «творчествѣ» отсутствуетъ, стихи у него не плохiе, а — никакiе.
Интересно, по какой методике душу в творчестве ищут:).
Под марксизмом тут понимается именно марксизм или вообще коммунистические или социалистические убеждения? А то в последнем случае контрпримеров будет немало (в 1-ом случае просто затруднительна идентификация)...
Я уж не говорю про то, что сама связь между творческим дарованием и убеждениями непонятна.
Связи между творческими дарованiями и убѣжденiями дѣйствительно прямой нѣтъ. Я и не отрицаю, что въ формальной области М. весьма талантливъ, хотя и безплоденъ.
Относительно остальнаго спорить нѣтъ смысла. Марксистъ просто долженъ отрицать реальность тѣхъ вещей, которыя для меня являются главными. «Душу» въ первую очередь.
Ну я скорее агностик, так что отрицать реальность этих вещей не буду. И вообще, так прямо не назвал бы себя марксистом, но как минимум социально-экономические идеалы у меня с ними совпадают.
А про душу - мы ведь говорили про душу в стихах - а как раз многие стихи Маяковского, как мне кажется, написаны с большой самоотдачей, с чувством... Или этого недостаточно, чтобы сказать, что в них есть душа?
Впрочем, если Вы считаете разговор бессмысленным, давайте закончим.
Я давно полагаю, что спорить можно только съ единомышленниками. Вопросъ о томъ, какъ, когда и какими способами возстанавливать въ Россiи Православную Монархiю и цѣликомъ ли при этомъ пойдетъ въ топку наслѣдiе совдепiи или частично, подлежитъ обсужденiю; въ противномъ случаѣ достаточно заявить позицiи.
В принципе, конструктивно спорить - да, с единомышленниками. Но еще интересно выяснять основания тех или иных взглядов, отличающихся от собственных. Вы, как я понимаю, не принимаете не только методы, но и цели коммунистов? Интересно, из чего произрастают такие взгляды, тем более, как вы пишите "съ того момента, какъ появились какiе-то сознательные взгляды."
Вы требуете отъ меня слишкомъ ужъ большаго безкорыстiя. Мотивы коммунистовъ мнѣ предѣльно понятны, и я дѣйствительно отвергаю не только методы ихъ, но и цѣли въ первую очередь. А вотъ излагать собственныя основанія ради любопытства идеологическихъ противниковъ — это, по-моему, лишняя роскошь.
Понимаю. Ну что ж... Нет так нет.
Алексей Игоревич, с ужасом слежу за эволюцией Вашего умозрения. Надеюсь, Вы не уничтожите эту ветку после этого моего поста- как в прошлый раз?
Спорить с Вашими утверждениями не буду, это у Вас не мыслительное, а скорее, физиологическое. А чего с таким спорить.
Но одно возражение чисто практическое. Как показывает история, да и, думаю, Ваш личный опыт, не быть марксистом ничуть не помогает писать стихи (просто стихи, поскольку выражение "хорошие стихи" пугает, разве плохие стихи - это стихи?).
Юрiй Васильевичъ, относительно эволюцiи моего міровоззрѣнiя Вы преувеличиваете.
1. Антикоммунистомъ (причемъ пещернаго толка) я былъ всегда, съ того момента, какъ появились какiе-то сознательные взгляды. Но когда критики коммунизма — либералъ-коммунисты — стояли у власти, изъ ихъ устъ мнѣ непрiятно было выслушивать эти вещи. Шавки, пинавшiя мертваго льва. Современные либералы мнѣ и теперь привлекательны другими чертами — они могутъ быть очень интересными людьми; но къ ихъ политическимъ взглядамъ я отношусь иронично.
2. Но что левъ мертвъ, я ошибся. Сейчасъ идетъ довольно мощное оффицiальное возстановленiе совѣтской стилистики — и въ жизни, и въ политикѣ. Это, естественно, вызываетъ мою реакцiю и актуализируетъ тѣ акценты, которые раньше дремали.
3. Когда я пишу, что фашизмъ — явленiе почвенное, изъ этого никакъ не слѣдуетъ, будто я фашизму сочувствую. Вовсе нѣтъ. Но, на мой взглядъ, та или иная форма фашизма — наше будущее, какъ бы къ этому ни относиться. Любую активную позицiю я по-прежнему считаю для себя непрiемлемой.
4. Вѣтку я не стиралъ, а перевелъ въ режимъ для собственнаго просмотра. Въ любой моментъ могу ее возстановить.
P. S. Естественно, этотъ режимъ собственнаго просмотра былъ выбранъ не изъ-за Васъ, а изъ-за разнаго рода лѣвой LJ-братiи.