Нѣсколько аргументовъ, къ которымъ я не хотѣлъ бы прибѣгать. Пытаясь датировать (хотя бы для себя) переломъ, я привелъ нѣсколько рѣзкихъ строкъ Шенье въ адресъ Овидiя (очень люблю обоихъ). Лжеюзеръ ivan_babicki здѣсь не согласился съ позицiей Шенье. Мнѣ было бы легко аргументировать, если бъ все обстояло такъ просто: «Аналогiя же съ нынешними писателями кажется мне вовсе неумѣстной: между ихъ пресмыкательствомъ и пресмыкательствомъ древнихъ такая же качественная разница, какъ между Августомъ и Путинымъ».
Качественной разницы между А. и П. нѣтъ. Августу приходилось проявлять и чудовищную жестокость, и чудовищную трусость. «Нѣтъ заслуги Путина въ повышенiи уровня жизни — цѣны на нефть высокiя» — «Нѣтъ заслуги Августа въ прекращенiи гражданской войны — это сдѣлалъ бы любой побѣдитель». Въ началѣ «Анналовъ» Тацита представленъ римскiй споръ объ Августѣ. Вообще же, какъ представляется, римское общество весьма модернистично, оно даже — въ императорскую эпоху — современнѣе нашего современнаго, и на проблему взаимоотношенiй писателя и власти тамъ во многомъ смотрѣли съ позицiй, близкихъ къ нашимъ; по крайней мѣрѣ эта проблематика уже существовала — это проблематика секулярнаго общества, и, возможно, какъ разъ здѣсь и лежитъ къ ней ключъ. Екатерину ІІ любили искренне — Румянцевъ былъ не единственнымъ, кого разбилъ параличъ при извѣстiи о ея смерти. А въ Римѣ были случаи и хуже Горацiя — Проперцiй совмѣщаетъ самую льстивую позицiю (IV, 6) съ пропагандой цѣнностей, не имѣющихъ ничего общаго съ августовскими, и съ воспоминанiемъ о родственникѣ,погибшемъ при учиненной Августомъ рѣзнѣ въ Перуджѣ.
Это — приступъ къ темѣ и постановка задачи. Если получится, продолженiе слѣдуетъ.
sentjao
April 9 2007, 18:25:48 UTC 12 years ago
philtrius
April 9 2007, 19:00:01 UTC 12 years ago
А на интересное обсужденiе я надѣюсь.
sentjao
April 9 2007, 19:17:21 UTC 12 years ago
philtrius
April 9 2007, 19:18:54 UTC 12 years ago
kislin
April 9 2007, 19:07:54 UTC 12 years ago
Мне кажется, "Клеветникам России" и "Бородинскую годовщину" воспринимать как лестные тексты может только человек злонамеренный.
sentjao
April 9 2007, 19:33:46 UTC 12 years ago
tarzanissimo
April 10 2007, 15:39:38 UTC 12 years ago
redshon
April 12 2007, 16:53:58 UTC 12 years ago
sentjao
April 12 2007, 17:05:59 UTC 12 years ago
redshon
April 12 2007, 17:10:20 UTC 12 years ago
sentjao
April 12 2007, 17:14:13 UTC 12 years ago
redshon
April 12 2007, 17:16:49 UTC 12 years ago
philtrius
April 12 2007, 17:18:45 UTC 12 years ago
redshon
April 12 2007, 17:23:12 UTC 12 years ago
Сеню кстати Зайцев ценил.
sentjao
April 12 2007, 23:52:38 UTC 12 years ago
redshon
April 13 2007, 05:10:56 UTC 12 years ago
sentjao
April 13 2007, 08:11:58 UTC 12 years ago
Deleted comment
Re: Если это - русские писатели...
philtrius
April 9 2007, 19:16:46 UTC 12 years ago
kvakl_brodakl
April 9 2007, 19:49:44 UTC 12 years ago
Я почему-то с этой стороны не смотрела никогда...
Не берусь вовсе рассуждать об Августе, Таците, Овидии и Горации. Не рискну, наверное, даже о Пушкине.
Но всё-таки два вопроса, если позволите...
Во-первых, для меня всё-таки главное различие определяется тем, что в XVIII веке лесть принимала формы художественного творчества, а в наше время - лишь коллективных публицистических посланий. А для Вас этот аспект имеет значение или нет?
Во-вторых, среди перечня имён нет, например, Ломоносова. А его "велика Анна, ты доброт сияешь светом и щедрот" - это как? Куда?
Пока же скажу, что относительно нашего "осьмнадцатого столетия" мне видится больше общности, чем принципиальной разницы. Есть же тенденция называть соцреализм "советским классицизмом" - вот и причины этой общности (поскольку, кажется, происхождение обсуждавшегося послания из советской традиции не оспаривается).
philtrius
April 9 2007, 19:58:19 UTC 12 years ago
Относительно связи соцреализма съ классицизмомъ — не согласен. Именно потому, что внѣ концепцiи христiанскаго Государя классицизмъ повисаетъ; а соцреализмъ опирается на лжерелигiю, а не на религiю.
kvakl_brodakl
April 9 2007, 20:10:39 UTC 12 years ago
philtrius
April 9 2007, 20:55:41 UTC 12 years ago
Похвалъ, ни на что не опирающихся, кромѣ самыхъ общихъ мѣстъ, нѣтъ. Вѣдь у каждаго были свои достоинства и успѣхи — изъ общей панорамы для оды избирается именно это (Херасковъ хвалитъ Петра ІІІ за миръ съ Пруссiей, государь недостойный, но миръ вообще — вещь хорошая, и самъ фактъ исторической лжи въ себѣ не заключаетъ).
«Зерцало Государей» можно въ этомъ отношенiи опредѣлить какъ поученiе черезъ умолчанiе: знай, что за добрыя дѣла мы тебя прославимъ, ну а ужъ что не прославимъ…
kvakl_brodakl
April 9 2007, 21:12:38 UTC 12 years ago
Пожалуй что возьму таймаут и попробую подумать...
Спасибо Вам!
сожгли и разрушили ихъ города, они готовятся покорить
ka_o
April 12 2007, 16:53:15 UTC 12 years ago
ivan_babicki
April 9 2007, 19:52:04 UTC 12 years ago
philtrius
April 9 2007, 20:01:42 UTC 12 years ago
ivan_babicki
April 9 2007, 21:07:11 UTC 12 years ago
"Горацiй и Вергилiй тоже, кстати, не унижались" - действительно, я выразился неточно - в данном случае следует говорить не о пресмыкательстве, а о бесстыдной лести (в коей всех превзошёл суровый Лукан). Возражения в духе "нет, я не льстец, когда царю хвалу свободную слагаю" не принимаются...
philtrius
April 9 2007, 21:11:02 UTC 12 years ago
ivan_babicki
April 9 2007, 21:33:14 UTC 12 years ago
philtrius
April 10 2007, 15:54:39 UTC 12 years ago
raf_sh
April 9 2007, 20:43:12 UTC 12 years ago
Генрих: Но позвольте! Если глубоко рассмотреть, то я лично ни в чем не виноват. Меня так учили.
Ланцелот: Всех учили. Но зачем ты оказался первым учеником, скотина такая?
Генрих: Уйдем, папа. Он ругается.
philtrius
April 9 2007, 20:59:13 UTC 12 years ago
raf_sh
April 9 2007, 21:07:13 UTC 12 years ago
Пассаж может объяснить чувства некоторого наблюдателя - и вряд ли повлияет на действия некоторого исполнителя, который на такие действия "заточен", как нынче выражаются.
philtrius
April 9 2007, 21:09:34 UTC 12 years ago
raf_sh
April 9 2007, 21:20:40 UTC 12 years ago
philtrius
April 9 2007, 21:23:15 UTC 12 years ago
raf_sh
April 9 2007, 21:29:16 UTC 12 years ago
Тема, вроде, другая была?
tarzanissimo
April 10 2007, 15:42:59 UTC 12 years ago
philtrius
April 10 2007, 15:52:50 UTC 12 years ago
Anonymous
April 11 2007, 09:26:57 UTC 12 years ago
И ещё: меня некогда в детстве учили читать по старой орфографии, поскольку большая часть хороших книг печаталась так. И хотя я её не употребляю, но она мне естественна. А для вас, специально её выучившего с целью, подозреваю, выпендриться, она чужая. Проверьте !яти!...
redshon
April 12 2007, 17:05:07 UTC 12 years ago
Поясните пролу сии синтагмы:
меня
некогдав детстве учили читать по старой орфографии, поскольку большая часть хороших книг печаталась так.Я чото не врубаюсь. Это чо за язык?
raf_sh
April 10 2007, 17:11:57 UTC 12 years ago
tarzanissimo
April 11 2007, 09:44:51 UTC 12 years ago
А сегодня читать даже вполне естественную, классицистическую, лесть весьма неприятно.
А вот Маяковский. у коего 9\10 стихов просто агитки,писал их потому, что был убеждён,будто ВРЕМЯ требует "наступать на горло собственной песне" Как ни странно, ему, написавшему гадостей в сто раз больше, чем оба вышеупомянутые, как-то более простительно: ну что с дурака (даже и гениального), взять?
raf_sh
April 11 2007, 10:23:18 UTC 12 years ago
tarzanissimo
April 11 2007, 10:53:27 UTC 12 years ago
philtrius
April 11 2007, 15:18:10 UTC 12 years ago
tarzanissimo
April 11 2007, 23:27:35 UTC 12 years ago
"Пора вам знать - я тоже современник..."
art_serebren
April 11 2007, 16:12:06 UTC 12 years ago
Re: "Пора вам знать - я тоже современник..."
tarzanissimo
April 11 2007, 23:29:21 UTC 12 years ago