Въ жизни, однако, прагматическiе мотивы плотно переплетаются съ непрагматическими; собственно говоря, непрагматическiй мотивъ и есть «вдохновенiе» — это въ области безсознательнаго.
Отрицать наличiе прагматическихъ мотивовъ въ «Георгикахъ», опредѣленномъ числѣ одъ Горацiя, «Россiадѣ», у Пушкина — нелѣпо. Думаю, что какiя-то вещи эта прагматика имъ испортила немногiя на самомъ дѣлѣ, хотя Вергилiй и признавался, что приказы Мецената «суровы». Однако такiя произведенiя, какъ «Георгики» и «Россiада», изъ одной прагматики не пишутся — попробуйте! Конечно, Херасковъ получилъ тысячу рублей за «Россiаду»; но даже эту сумму (полтора-два годовыхъ профессорскихъ жалованья) можно было прiобрѣсть болѣе простыми способами.
Эпоха Августа замѣчательна тѣмъ, что власть поистинѣ довольствовалась малымъ: Меценату было достаточно обозначенной лояльности, общей тематики, и вдохновенiе онъ не слишкомъ стѣснялъ. А вотъ подбирать таланты Меценату удавалось. И привлекать къ себѣ тоже — напомню, что Горацiй обѣщалъ не пережить Мецената и сдержалъ свое слово — безо всякаго самоубiйства. Ужъ въ этомъ никакой прагматики не было и быть не могло.
Если получится, продолжу. Еще нужно изложить позицiю по вопросу покровительства, о чемъ писалъ bellegarde.