philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Послужить становленiю/возстановленiю репутацiи автора критикъ можетъ и въ одиночку (Аддисонъ-Мильтонъ, Ронсаръ-Сентъ-Бевъ).

Но можетъ ли критикъ въ одиночку погубить репутацiю?
Ничего не приходитъ въ голову, кромѣ случая Бѣлинскiй-Бенедиктовъ. Но случай сомнительный, поскольку у публики была возможность не разъ и не два стать къ Бенедиктову лицомъ къ лицу, безъ посредниковъ. И, коль скоро реабилитацiи не произошло, можно предположить, что его слава разсѣялась бы чуть позже сама собой.
Кстати, что можно считать устоявшейся репутацiей? Съ Данте это, напр., тотъ случай (несмотря на перiодическiя атаки разныхъ, въ т. ч. упомянутаго Брынскаго козла. Безусловно, и съ Горацiемъ, хотя тамъ козловъ было больше (на нашей почвѣ по крайней мѣрѣ). Но можно ли это сказать о репутацiи Пушкина? Лермонтова?
Tags: philologica, Бенедиктовъ, Брынскiй козелъ
Пушкин и Лермонтов уже очень сильно, практически неспровержимо канонизированы. Чтобы их репутацию радикально пересмотреть, потребно что-то вроде мировой революции.
Ихъ поддерживаетъ школа. А безъ нея?
Это другой вопрос. Не исключаю, что без поддержки школой их слава долго будет сохраняться по инерции (исходя из принципа "все его знают, но никто его не читал"), а потом, заметно преуменьшившись, она сохранится - но ценить их будут за другое. Например, за "Царя Никиту", "Гавриилиаду" и юнкерские поэмы :)